Матисс, Анри Эмиль Бенуа
(1869-1954) французский художник и скульптор
Среди мастеров культуры Западной Европы XX столетия Анри Матисс занимает исключительное место и как художник, и как мыслитель. Творчество его счастливо соединяет в себе новаторство, сопричастность нашему времени и органичную связь с европейской художественной традицией.
Он унаследовал и обобщил в своем творчестве духовное богатство и лучшие черты культуры прошлого и нашего времени. Замечательный живописец и мастер оформления книги, монументалист-декоратор, театральный художник, скульптор, керамист, мастер гобелена и витража, создатель нового вида декоративного искусства — вырезок из бумаги, окрашенной гуашью, — таков творческий диапазон Матисса.
Его разносторонние творческие устремления, практический вклад в разные виды искусства XX столетия, поставленные художником проблемы монументально-декоративного искусства и многие другие — все это позволяет сравнивать Матисса с титанами эпохи Возрождения и определяет его роль в искусстве нашего времени.
Большое значение для современников имеет и литературное наследие Матисса, его критические суждения, изложенные в статьях, письмах, интервью, беседах с друзьями. Из современников художника, пожалуй, никто не оставил такого значительного эпистолярного наследия.
Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като, в Пикардии, на севере Франции, в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Детские годы будущего художника прошли в Боэн-ан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, имел лавку. В 1882—1887 годах Анри учился в лицее, а после изучал юриспруденцию в Париже в Школе юридических наук и в августе 1888 года получил право работать по этой специальности.
Матисс возвращается в небольшой городок Сен-Кантен и поступает работать клерком у присяжного поверенного. Одновременно в свободное время он посещает курсы рисунка. Матисс впервые пробует свои силы в живописи, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.
В 1891 году, преодолев сопротивление отца, Матисс оставляет юриспруденцию, переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана. Через год он поступает в Школу изящных искусств, много и упорно работает, копируя картины знаменитых художников. Кроме того, он еще посещает вечерние курсы Школы декоративного искусства.
В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается его членом-корреспондентом. Картина Матисса «Читающая» приобретается государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе.
Художник в эти годы много разъезжает: он посещает Лондон, много времени проводит на Корсике, в Тулузе и Генуе. Во время пребывания на Корсике Матисс открывает для себя очарование южного пейзажа.
Наряду с большой работой над картинами Матисс еще посещает вечерние курсы, где занимается скульптурой. Это все требует времени и денег. К тому же разрастается семья: на рубеже двух веков у художника рождаются два сына — Жан и Пьер. В 1901 году Матисс едет на отдых и лечение после бронхита в Швейцарию, где продолжает много работать. Испытывая денежные затруднения, он некоторое время проводит вместе с семьей у родителей в провинции.
В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Матисса, а через два года в Париже — вторая. Внимание посетителей больше всего привлекли монументальные полотна художника: «Красная комната», «Разговор», «Семейный портрет», «Танец» и «Музыка».
К 1908 году Матисс — сложившийся мастер, вступающий в пору расцвета. В это же время он впервые выступил в печати с большой, принципиально важной статьей «Заметки живописца». Тогда же художник посещает Алжир и знакомится с искусством Востока, что оказалось очень важным для его последующего творчества.
Матисс открывает в Париже собственную художественную школу и начинает преподавать в ней. Правда, через некоторое время он отходит от педагогической деятельности, чтобы целиком посвятить себя творчеству. В это же время художник интенсивно работает в живописи, скульптуре, графике. Матисс был очень требователен к себе, никогда не выпускал из мастерской того, что его не удовлетворяло. По свидетельству очевидцев, однажды, просмотрев свои рисунки за несколько лет, художник более пятисот из них уничтожил, так как счел их невыразительными.
Осенью 1911 года по приглашению известного русского коллекционера С. И. Щукина А. Матисс приезжает в Москву и Петербург. Правда, в Петербурге он не попал в Эрмитаж, так как музей на всю зиму был закрыт, а с Осенней выставки и из Музея Александра III он бежал в ужасе. Однако Петербург ему очень понравился. А в Москве он пришел в восторг от просмотра икон. Он буквально весь вечер не отходил от них, восторгаясь каждой. Матисс даже заявил, что из-за этих икон стоило приехать и из более дальнего города, чем Париж. Художник пришел в восторг и от музыки оперы «Садко», а вот декорации его разочаровали, так как они, по его словам, не гармонировали со звуками оперы. Газета «Раннее утро», рассказывая о визите Матисса в Москву, писала: «Матисс — большой, серьезный художник, создавший новую эпоху в истории французской живописи».
Сам Анри Матисс, отвечая на вопросы о своем впечатлении от всего увиденного в России, говорил: «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников, писавших их. И у них нам нужно учиться пониманию искусства. Я счастлив, что я наконец попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что я чувствую, что в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ еще молод. Он не успел еще растратить жара своей души».
Имя Матисса становится всемирно известным. Его выставки проходят в Москве, Нью-Йорке, Париже, Кельне, Лондоне, Берлине, Копенгагене, других городах. Художник получает всеобщее признание. В июле 1925 года А. Матисс получает звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году он получает американскую премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину «Компотница и цветы». В 1947 году художник удостаивается высшей степени (командора) ордена Почетного легиона. В 1950 году он снова получает премию по живописи на XXV Венецианском бьеннале. В 1952 году на родине художника открывается Музей Матисса, где были собраны его живопись, рисунки, графика, скульптура, а также книги с иллюстрациями художника. Отбор произведений для музея был сделан самим Матиссом. Коллекцию дополняют фотографические и архивные документы, хранящиеся в Музее.
Матисс продолжает настойчиво работать и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жена и дочь арестованы гестапо за участие в движении Сопротивления, и Матисс долгое время ничего не знает об их участи. Он тревожится и за сына Жана, помогавшего борцам Сопротивления.
Именно работа помогает художнику пережить эти трагические обстоятельства. Более того, почти все его произведения этих лет, словно наперекор всему, светлы, оптимистичны и жизнерадостны по настроению. По свидетельству его секретаря, Матисс иногда рисовал даже ночью, в минуты тяжелых бессонниц, чтобы отвлечься. Даже после инфаркта, за день до смерти, Матисс попросил карандаш и сделал три портретных наброска.
Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 года в Ницце и там же был похоронен. Когда-то художник сказал: «Я хотел бы оставить о себе воспоминания как о живом...». Многочисленное творческое наследие художника продолжает его жизнь благодарностью и признанием ценителей и любителей искусства во всем мире. И прав был Л. Арагон, который писал о Матиссе: «Этого человека больше нет, но он оставил нам свою огромную веру в судьбу людей, свое умение рассеивать туман, свое утверждение счастья».
Добавить комментарий