Маяковский Владимир Владимирович

(1893-1930) советский поэт, драматург, актер

Имя Владимира Владимировича Маяковского всегда было окружено легендами. О нем сочиняли всякие небылицы при жизни, не оставили его в покое и после смерти. Причем это касалось как творчества, так и личной жизни поэта. Одни видят в нем только поэта ярко выраженного авангардистского направления и признают только его футуристическую лирику, другие считают его сугубо пролетарским поэтом, третьи говорят о том, что это поэт-глашатай, которого выдвинуло время, и что он ничего нового не создал в сравнении, скажем, с такими крупными поэтами, как В. Брюсов, А. Блок или А. Ахматова.

Предки Владимира Маяковского по отцу происходили из казаков Запорожской Сечи, мать была из рода кубанских казаков. Детство и юность будущего поэта прошли в Кутаиси, где, несмотря на свое дворянское происхождение, его отец служил лесничим. Он рано умер от заражения крови, и после его смерти семья перебралась в Москву в надежде наладить свое материальное положение. Сестра Маяковского занялась изготовлением художественных тканей на продажу, чем первое время все и держались. У самого Владимира Маяковского еще с ранних лет обнаружились художественные способности, и после школы он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, правда, только из-за того, что там не требовали справку о благонадежности. Художественное творчество юношу особо не интересовало. А вот с благонадежностью было непросто, поскольку к этому времени Владимир Маяковский уже успел побывать в тюрьме за участие в подпольной работе.

Тогда же при выходе из Бутырской тюрьмы у него отобрали тетрадку со стихами. Как признавался сам Маяковский, они были ужасно плохими, но тем не менее именно этот, 1909 год он считал началом своей поэтической работы. Причем Маяковский понимал, что для того, чтобы писать стихи, надо знать, как это делают другие. Он принялся читать все, что писали в то время поэты-символисты, взялся за классику — прочитал Байрона, Шекспира. Но ничто из прочитанного ему не понравилось: темы и образы этой поэзии были далеки от той жизни, какой жил Владимир Маяковский. А он хотел писать о новом и по-новому.

Его трудности состояли еще и в том, что он не получил какого-либо систематического образования, так что понять, что хорошо, а что плохо, ему было непросто. Он действовал скорее на интуитивном уровне и отвергал ту поэзию, в которой отражался мир чувств, ощущений, душевных переживаний. Маяковского же привлекала другая реальность — живая, которая находится перед глазами. Недаром некоторые критики называли его стихи не поэзией, а публицистикой. У него действительно были и публицистические стихи, но это только одна, причем не самая главная часть его творчества.

С 1912 года Маяковский Владимир Владимирович принимает активное участие во всех модернистских выставках и диспутах. Он пока ищет себя и не входит ни в какие литературные группировки. Однако через некоторое время сближается с футуристами и вместе с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и А. Крученых подписывает манифест группы. Тогда же на молодого поэта обращают внимание и критики, отмечая предельную обнаженность его поэтических чувств, ярко выраженный автобиографизм стихов, в которых он напрямую обращается к читателю от своего имени.

Для Маяковского было главным, чтобы его понимали те, для кого он пишет и читает свои стихи; может быть, поэтому его поэтические метафоры и образы были по-особому зрелищны, а сравнения неожиданны. Можно вспомнить, например, такую строчку из его стихотворения «Утро»: «Угрюмый дождь скосил глаза»; «Мокрая, будто ее облизали, толпа» в стихотворении «Эй», «Флейта водосточных труб» из стихотворения «А вы могли бы?», «Адище города». Таких примеров можно приводить множество, и все они необычны. Именно метафора в стихах Маяковского определяет разработку темы.

Так же необычно поэт строил свои стихи. Сначала он писал «в столбик», разбивая их по интонации, как это делал А. Белый, а с 1923 года начинает использовать «лесенку» — разбивку стиха на интонационные отрезки с внутренней рифмовкой.

Поэт с возмущением писал об империалистической войне, разразившейся в 1914 году, в стихотворениях «Мама и убитый немцами вечер» и «Война объявлена».

Яркий бунтарский характер лирики Владимира Владимировича Маяковского отразился и в его поэмах, прежде всего в знаменитом «Облаке в штанах». Маяковский не побоялся ввести в свои произведения нищих и опустившихся людей, выступить против общепринятой морали. Несколько смягчая откровенно эпатажный характер ранних произведений, в своих поэмах начала двадцатых годов, Маяковский останется еще лириком. Достаточно вспомнить его стихи «Про это», «Люблю», написанные именно в этот период.

Однако поэта продолжает увлекать иная стихия. Его мятежная душа жаждет новых ощущений, поэтому он сразу и безоговорочно принимает революцию.

Тебе,

освистанная,

осмеянная батареями,

тебе,

изъязвленная злословием штыков,

восторженно возношу

над руганью реемой

оды торжественное

«О!»

— пишет поэт в стихотворении «Ода революции».

Владимир Владимирович Маяковский стремился поэтически осмыслить «потрясающие факты» новой действительности, и в 1918 году появляется пьеса «Мистерия-буфф», а в 1919—1920 гг. — поэма «150 000 000». В это же время талант Маяковского как нельзя более кстати пришелся при выпуске «Окон РОСТА»: его броские, лаконичные стихи вместе с яркими рисунками оказывали непосредственное воздействие на читателей и зрителей.

Романтическая увлеченность Владимира Маяковского и стала его трагедией. Он искренне верил в то, что другим образом устроить новую жизнь невозможно. Только к концу двадцатых годов поэт начинает осознавать, что в новой жизни многое происходит совсем не так, как мечталось. Уже замечая диктат большинства, появление новых «бар» с партийными билетами, их ханжество и хамство и такое же, как раньше, бесправие остальных людей, Маяковский старается объяснить это трудностями социалистического строительства, которому мешают бюрократы и новоявленные «помпадуры». В его поэзии появляется новая тема. Он пишет «Прозаседавшиеся», «Помпадур», «Трус», другие стихотворения.

Тогда же появляются его комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929), поставленные режиссером В. Мейерхольдом. Они по существу представляют собой так и не понятую современниками поэта антиутопию, в которой мечта о прекрасном будущем отягощается опасениями за человека и его душу.

В конце двадцатых годов Владимир Маяковский организует литературную группу «ЛЕФ», т. е. «Левый фронт искусств», а позднее — «Революционный фронт искусств» (РЕФ), но даже среди близких друзей не может найти единомышленников.

Нараставший в душе Маяковского конфликт с окружающим миром еще больше усугубляется личной неустроенностью поэта. Он жалуется, что его не понимают любимые женщины. В разное время у Владимир Маяковского возникали близкие отношения с Э. Джонс, Т. Яковлевой, В. Полонской, Н. Бреховской. Но главной среди них оставалась Л. Брик.

Сложное душевное состояние поэта привело к трагическому концу: в 1930-м году Маяковский застрелился. Можно назвать несколько очевидных причин, которые повлияли на его решение: опасения, что из-за болезни горла он никогда больше не сможет читать свои стихи, провал его юбилейной выставки, разочарование тем, что происходит в Советской России после года великого перелома. Очевидно, есть и другие, о которых иногда пишут исследователи, разыскавшие секретные документы. Некоторые из них считают, что Владимир Владимирович Маяковский умер насильственной смертью, замаскированной под самоубийство.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!