Мережко Виктор Иванович
(род. в 1937 г. ) российский киносценарист
Широкая публика знает Виктора Ивановича Мережко не только как ведущего телевизионной программы «Мое кино», но и как автора сценариев таких популярных кинофильмов, как «Здравствуй и прощай» (1973), «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), «Родня» (1982), «Полеты во сне и наяву» (1983). Всего же на его счету около пятидесяти сценариев, по которым уже сняты фильмы. Сам себя он с иронией называет «бисексуал». Его первая любовь — это кино, вторая — театр, а третья, конечно же, телевидение.
Биография будущего сценариста начиналась в селе Ольгенфельд Александровского района Ростовской области. Там он родился и учился в школе. Уже сложившимся молодым человеком Виктор приехал на Украину поступать в полиграфический институт, закончив который стал работать инженером-технологом.
Но внутренняя неудовлетворенность привела его во ВГИК, который он закончил в 1968 году. А через пять лет Виктор Мережко пережил свой первый успех, который пришел к нему после картины «Здравствуй и прощай» (1973), снятой на модную тогда деревенскую тему. Правда, последующие его работы уже не казались столь оригинальными и интересными. Тогда для него стало ясно, что в центре произведения должна быть сильная, неординарная личность, вокруг которой строится весь сюжет.
Две такие сильные личности сыграла Н. Мордюкова — в картине по сценарию Виктора Мережко «Трясина» (1978), который он написал вместе с режиссером Г. Чухраем, и «Родня». Еще одну довелось сыграть Н. Гундаревой в картине «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978). Неординарность характерна и для ролей Н. Андрейченко в фильме «Прости» (1987) и О. Янковского в картине «Полеты во сне и наяву». Причем Мережко каждый свой фильм считает своеобразной исповедью несостоявшегося мужчины или мужа.
Осознавая необходимость смены амплуа, в девяностые годы Виктор Иванович Мережко начал создавать самые разные по жанру фильмы — боевики, комедии, мелодрамы, исторические, психологические и социальные драмы. Ему специально заказывают сценарии для своих будущих фильмов многие известные режиссеры: для А. Митты он пишет «Шаг», для А. Михалкова-Кончаловского — продолжение «Аси Клячшюй» «Курочку Рябу», для П. Лунгина — «Линию жизни».
Свои отношения с режиссерами Мережко характеризует очень афористично — это брак на одну ночь. Главное, чтобы каждый получил удовольствие. Поработав с сорока режиссерами, сценарист ни с кем из них так и не сдружился.
В конце восьмидесятых годов он начал заниматься и телевидением. Сначала его пригласили делать передачу «Шок», вышло несколько ее выпусков. Потом И. Лесненская убедила Виктора Мережко вести «Кинопанораму », и он делал это в течение семи лет. Тогда к нему пришла настоящая популярность, его начали узнавать на улицах.
Потом следом за Э. Сагалаевым, Мережко перешел работать в Московскую независимую вещательную корпорации (ТВ-6) и со временем стал вице-президентом компании.
Он признается, что ему нравится телевидение, он всегда волнуется перед записью, старается быть в хорошем настроении, чтобы «расшевелить» гостей передачи, рассказывая что-нибудь интересное и забавное, тем более что чувство юмора у него прирожденное. Известно, что некоторые из розыгрышей и историй, которые с ним случались, Виктор Мережко использовал как основу для своих сценариев. А разыгрывать людей он умеет мастерски, особенно когда начинает говорить с акцентом.
Мережко не только пишет сценарии, он снялся в нескольких (рильмах и в качестве актера. Наиболее удачной он считает свою роль городского сумасшедшего в «Диком пляже». Но все-таки главным для него остается создание характеров, а не их интерпретация, хотя профессию актера он собирается осваивать и дальше.
Виктор Иванович Мережко написал также несколько сценариев для мультфильмов, среди них всем знакомые «Василиса Прекрасная» (1977), «Премудрый пескарь» (1979, по сказке Михаиле Салтыкова-Щедрина), «Кот Котофеевич» (1981) и «Лиса Патрикеевна» (1982).
Человек общительный и контактный, Мережко не очень любит рассказывать о себе. В юности он самозабвенно занимался спортом и даже получил несколько спортивных разрядов: по боксу, штанге, прыжкам, метанию копья и бегу. Недавно он освоил еще один вид спорта: в паре с С. Бэлзой выступил в соревнованиях по домино.
В будущем Виктор Мережко планирует создать па телевидении новую программу типа «Кинопанорамы» и продолжить свою передачу «Мое кино». Кроме того, он часто работает в жюри различных кинофестивалей и знает, что отечественное кино постепенно выходит из кризиса, хотя проблемы остаются.
Именно поэтому Виктор Мережко соглашается писать сценарии для «мыльных опер», чтобы на полученные деньги снять по-настоящему добротный фильм. Однако он убежден, что, несмотря на частные инвестиции, кино должно оставаться государственным делом.
Вся жизнь Виктора Ивановича Мережко связана с кино, он его создает сам, рассказывает о нем в своих телевизионных программах и мечтает о том времени, когда зрители снова вернутся в кинотеатры, чтобы смотреть свои, отечественные фильмы.
Добавить комментарий