Метерлинк, Морис Полидор Мари Бернар
(1862-1949) бельгийский прозаик и драматург
Имя Мориса Метерлинка знакомо большинству школьников, поскольку его пьеса «Синяя птица» на протяжении уже более ста лет идет в детских театрах всего мира. Однако об ее авторе известно значительно меньше.
Будущий драматург родился в бельгийском городе Генте, где его отец служил главным городским нотариусом. Дед со стороны матери также был юристом и в течение многих лет прослужил профессором права в местном университете. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением.
До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя, потом он поступил в закрытый иезуитский колледж. Из мальчика начали готовить преемника отцовской професии. Однако, вопреки семейной традиции, Морис совершенно не интересовался историей и правом и отдавал все свободное время литературе и музыке.
И тем не менее, когда он закончил колледж, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Пять лет учебы были худшим временем в жизни Метерлинка. Он учился «наступая на горло собственной песне» и все свободное время по-прежнему отдавал литературе. Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он едет в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и музыке.
В Париже юноша жил в доме знакомого семьи — известного писателя-символиста Жоржа Гюисманса. Там Морис познакомился с известными поэтами С. Малларме и Ви-лье де Лилль Аданом. Под их влиянием Метерлинк осознал свое литературное дарование и с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд — вольный перевод книги фламандского философа-мистика Я. Раусбрука «Украшение любовного брака». Тогда же он начал писать стихи. Тем не менее по возвращении в Гент Метерлинк поступает в отцовскую фирму и начинает работать юристом. Все свободное время он по-прежнему посвящает литературе, а свои сочинения печатает во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях. Выходившие в журнале «Плеяды», они вскоре принесли молодому поэту известность.
В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпускает первую книгу — сборник стихов «Теплицы», а чуть позже и свою первую пьесу «Принцесса Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.
В ответ на публикацию пьесы известный французский критик О. Мирбо опубликовал восторженную рецензию в ведущей газете «Фигаро», а Метерлинку написал письмо, в котором доказывал, что ему необходимо посвящать все свое время литературе. Вмешательство Мирбо помогло сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставляет юридическую практику и одну за другой пишет несколько пьес.
Большинство из них основаны на традиционных сказочных сюжетах, но в каждом автор предлагает нетрадиционную развязку. Конечно, неожиданным было и то, что сказки не всегда кончались счастливо. Герои Метерлинка попадают в самые замысловатые приключения, совершают долгие путешествия, одерживают победы над силами природы и рока.
Метерлинк серьезно увлекается театром и даже помогает ставить свои пьесы на сцене. Особенно он увлечен театром кукол, который заинтересовал его потому, что, в отличие от живых актеров, здесь могли заговорить даже неживые предметы. А для писателя-символиста, в пьесах которого главным был внутренний, философский смысл, это было очень важно.
Именно благодаря театру решилась и личная судьба писателя. В одном из гентских театров он познакомился с актрисой Ж. Леблан, которая вскоре стала его женой. Это была умная и образованная женщина, которая на протяжении двадцати трех лет совмещала обязанности секретаря и импресарио своего мужа. Она создавала Метерлинку необходимые для работы условия и улаживала все сложные взаимоотношения с издательствами и постановщиками.
Через год после свадьбы они переехали в Париж. Там Метерлинк на несколько лет оставил драматургию, так как начал работать над философскими трактатами «Жизнь пчел» (1901) и «Мудрость и судьба». Самым известным из них стал первый, в котором автор в аллегорической форме рассказал историю человечества.
В 1908 году Метерлинк опубликовал пьесу «Синяя птица», которая принесла ему всемирную известность. Любопытно, что право первой постановки драматург предоставил К. Станиславскому, и с тех пор эта пьеса остается в репертуаре МХАТа. Практически все пьесы Метерлинка шли на русской сцене, а особенной известностью пользовались его символистские драмы, например «Слепые» и трагедия «Мон-на Ванна», в которой блистала великая русская актриса В. Ф. Комиссаржевская.
В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего мира, драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение под названием «Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля. Кроме пьес, писатель выпустил несколько критических книг и сборников стихов. Особой известностью также пользовалась пьеса Метерлинка «Бургомистр Стильмонда» (1918), в которой он призывал к борьбе против немецких захватчиков. Впоследствии это произведение послужило причиной переезда писателя в США.
В 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в Швецию на ее вручение.
Во время Первой мировой войны он пытался поступить в бельгийскую армию, но из-за преклонного возраста не смог этого сделать. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал в фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы, его отношения с Леблан ухудшились, и вскоре они расстались.
В 1919 году Метерлинк снова женился, на сей раз на молодой актрисе Р. Даон, и снова поселился в Париже. В это время он окончательно отошел от драматургии и опубликовал еще одну философскую книгу — «Жизнь термитов».
Под видом муравейника Метерлинк изобразил тоталитарное государство, которое постепенно начало складываться в некоторых европейских странах. Он показал постепенное превращение людей в механических, тупых исполнителей чужой воли. Публикация книги привела к тому, что в СССР имя Метерлинка оказалось под запретом. И даже похвальные отзывы М. Горького о его пьесах не смогли изменить ситуацию: Метерлинк остался практически неизвестен русскому послереволюционному читателю.
Когда началась Вторая мировая война и Франция была захвачена немецкими войсками, Метерлинк перебрался в Португалию. Однако уже в 1940 году писатель был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать в США. Там он прожил всю войну и вернулся в Европу лишь в 1947 году. В поисках уединения Метерлинк поселился поблизости от Ниццы на построенной по его собственному проекту вилле, названной им «Пчельником». Там он и скончался от сердечного приступа.
Интересно то, что в завещании писатель специально оговорил процедуру своих похорон, запретив выполнение каких бы то ни было церковных обрядов.
Добавить комментарий