Мичурин Иван Владимирович
(1855-1935) русский ученый-биолог и селекционер
Иван Владимирович Мичурин родился в деревне Долгое Пронского уезда Рязанской губернии и почти всю свою жизнь прожил в Козлове, уездном городе Тамбовской губернии.
Его родители были обедневшими дворянами, у которых был небольшой участок земли, и все усилия семьи были направлены на то, чтобы прокормиться. С раннего детства Иван Мичурин с удовольствием работал в саду.
После окончания приходской школы будущий ученый поступил в Пронское уездное училище. Он закончил его с похвальным листом и был принят в Рязанскую гимназию на «казенный кошт». Однако проучился там всего два года. Оставить учебу ему пришлось по болезни, а также из-за того, что начальство отказало ему в субсидии. В это время его отец полностью разорился, и ему оказалось не под силу оплачивать обучение сына.
Чтобы прокормиться, Мичурин устроился механиком на железнодорожный телеграф, однако все свободное время он по-прежнему проводил в саду.
Исследовательская работа Ивана Мичурина началась в крошечном палисаднике около их дома. На таком клочке земли он мог посадить лишь несколько плодовых деревьев. Только в 1895 г. ему удалось купить у слободского попа клочок бросовой земли на берегу речки Лесной Воронеж. Там он и начал ставить свои опыты.
На своем лоскутке земли Мичурин собственными руками сеет, прививает, черенкует, ведет широкие экспериментальные исследования; он добивается быстрого укоренения черенков, испытывает разный состав для замазывания срезов.
Российские садоводы того времени увлекались акклиматизацией растений — переселяли в наши суровые края яблони и другие плодовые культуры из теплых стран Западной Европы. Но Иван Мичурин на собственном опыте убедился, что это пустая трата времени: изнеженные сорта если и давали урожай вкусных плодов в первые годы, то в конце концов все равно вырождались. Создать пришельцам необходимые для их полного развития климатические условия, под влиянием которых создавались эти сорта, было невозможно. Нельзя механически переносить растение из одного климата в другой. Вместе с тем Иван Мичурин установил, что изменению внешней среды легче поддаются растения в молодом возрасте. Поэтому новое растение как будущий сорт с момента зарождения должно произрастать и развиваться в тех условиях, в которых ему придется жить долгие годы. Мичурин приходит к выводу о районировании сортов.
Но для того, чтобы новые, приобретенные свойства передавались потомству, необходимо было преодолеть старую наследственность, или, как говорил Мичурин, «расшатать наследственность». А сделать это, по мнению ученого, можно было через стройную систему селекционного процесса, в которой сочетается три основных звена: гибридизация, воздействие условиями среды на развивающиеся гибриды и отбор.
Поставив в центре своей селекционной системы гибридизацию, Иван Владимирович Мичурин особое внимание уделял подбору родительских пар. Он утверждал, что если скрестить географически отдаленные растения и вырастить их потомство в условиях, чуждых обоим родителям, ни одно из качеств родителей не будет преобладать. В гибриде сформируются новые свойства и качества. Именно так Мичурин и создал свой замечательный зимний сорт груши Бере зимняя Мичурина. Цветки очень устойчивой к морозу Уссурийской груши, растущей на Дальнем Востоке, он опылил пыльцой сорта Берерояль, разводимого в Западной Европе. От Уссурийской груши гибрид получил морозоустойчивость, а от Берерояль — превосходный вкус плодов и способность долго сохраняться.
Применяя гибридизацию, Иван Мичурин считал необходимым «воспитывать» новый сорт, т. е. влиять на него тем или иным способом, заставляя изменять одни качества и приобретать другие.
Сильное влияние на формирующееся гибридное растение оказывает особая прививка, названная Мичуриным методом ментора, или воспитателя. Сущность метода заключалась в том, что гибридный сеянец посредством прививки сращивался с такими сортами, которые обладали желательными качествами. В результате сеянец развивается за счет пластических веществ, вырабатываемых воспитывающим растением, т. е. ментором. Иван Мичурин разработал специальные методы преодоления нескрещиваемости у растений при отдаленной гибридизации. К числу этих методов относятся метод предварительного вегетативного сближения, метод посредника и метод опыления смесью пыльцы.
Его методы гибридизации стали классическими и явились началом продвижения на север многих южных культур.
Но открытие этих методов и их обоснование потребовали от ученого поистине подвижнического труда.
После победы Октябрьской революции, Ивану Владимировичу Мичурину были созданы необходимые условия для крупномасштабной и плодотворной научной работы. Это позволило великому биологу во много раз расширить экспериментальные исследования. Позже в городе Козлове на базе его питомника, занимавшего девять десятин, был организован Всесоюзный центр научного и промышленного плодоводства и растениеводства. А город Козлов переименовали в Мичуринск.
Значение Ивана Владимировича Мичурина в истории селекции достаточно велико: несмотря на ограниченность отдельных выводов, накопленный им огромный опыт ухода за растениями важен для современных исследователей и особенно для садоводов-любителей.
Добавить комментарий