Микеланджело Ди Лодовико Ди Лионардо Ди Буонаррото Симони
(1475-1564) итальянский скульптор, художник и поэт
Микеланджело называют художником Высокого Возрождения. В его картинах и литературных произведениях с огромной силой воплотились идеалы этой эпохи и вместе с тем трагическое ощущение кризиса гуманистического мировоззрения, характерное для эпохи позднего Ренессанса.
Микеланджело родился в небольшом тосканском городке Капрезе недалеко от Флоренции, в семье подеста — высокопоставленного судебного деятеля — и учился у художника Д. Гирландайо, а также у скульптора Бартольдо ди Джованни. Уже в тринадцать лет он стал учеником этих выдающихся мастеров, а к двадцати пяти годам вошел в число признанных мастеров итальянского искусства, создав такие шедевры, как «Вакх» и «Пьета» («Оплакивание Христа»).
В двадцать шесть лет Микеланджело взялся за невероятно трудную работу. Во Флоренции был кусок мрамора высотой более 5 метров. Один скульптор начал высекать из него статую, но испортил мрамор и бросил его. Лучшие мастера того времени, даже Леонардо да Винчи, отказались сделать скульптуру из этого искалеченного куска.
Микеланджело согласился, и через три года статуя была готова. Это был «Давид» — библейский герой, победивший великана Голиафа. Статуя настолько потрясла флорентийцев, что ее поставили на Площади Синьории — главной площади города.
В этой скульптуре Микеланджело воплотил то, что стало главным для всего творчества художника. Его всегда интересовали сильные, непоколебимые герои, способные на самопожертвование во имя идеи.
Мраморная копия «Давида» по-прежнему украшает Площадь Синьории, ещё одна копия стоит на площади Микеланджело во Флоренции, а оригинал шедевра находится в Галерее Академии художеств.
В 1504 г. Микеланджело расписал зал заседаний флорентийского совета. Он впервые занимался фреской, и тем не менее его картина «Битва при Кашине» так всем понравилась, что имя художника прославилось по всей Италии. Микеланджело не только стал знаменит, но и получил новые заказы.
Папа Римский пригласил его для росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Это была грандиозная работа, поскольку потолок помещения превышал по площади 600 квадратных метров. Работа над ней была настоящим подвигом, поскольку художник четыре года провел лежа на спине высоко на лесах. Его глаза почги перестали видеть от краски, которая их заливала.
Затем Микеланджело вернулся обратно во Флоренцию и принял новый заказ — сооружение гробницы Медичи. Эта работа заняла целых пятнадцать лет. Только в 1534 г. капелла с находящейся в ней гробницей была закончена. Для нее скульптор создал четыре фигуры — «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День».
Во время флорентийского восстания, свергнувшего власть Медичи, Микеланджело создал бюст Брута — тираноборца, убившего римского императора Юлия Цезаря, тем самым выразив свое скрытое отношение к тому, что произошло. На первом пьедестале статуи Микеланджело вырезал слова «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя».
После этого художник снова вернулся в Рим и создал еще одну фреску в Сикстинской капелле — «Страшный суд». Эта картина вызвала недовольство церкви, поскольку художник выразил в ней дух непокорности, борьбы с судьбой. Но слава его была так велика, что Папа распорядился оставить фрески без изменения. Одновременно шла работа над статуями для гробницы Папы Юлия Второго.
Основой гробницы стала знаменитая статуя « Моисей », ныне украшающая римскую церковь Сан- Пьетро ин Винколи. Ее характерными чертами, как и всего скульптурного творчества Микеланджело, является скрытая могучая сила и особая сконцентрированность на основных чертах произведения (при этом некоторые его элементы остаются как бы незаконченными).
Всю вторую половину жизни Микеланджело был занят сооружением собора святого Петра в Риме. Хотя строительство было начато еще до него, он переделал план и возвел прекрасный купол, увенчавший колоннаду собора. Долгое время он оставался самым большим храмом в мире. Микеланджело проявил себя и как автор проекта, и как архитектор, и как художник, и даже как меблировщик, оформив интерьер собора.
По планам великого архитектора была устроена и площадь Капитолийского холма, основу которой составляет гармоничное сочетание трех дворцов и величественная лестница, ведущая к ним.
Умер Микеланджело, так и не закончив строительство, 18 февраля 1564 года. Только тогда папский престол дал волю своему недовольству. Великому художнику было отказано в праве погребения в Риме, его тело было тайком увезено из города и захоронено во Флоренции.
Добавить комментарий