Микоян Артем Иванович
(настоящее имя — Анушаван Ованесович)
(1905-1970) советский авиаконструктор
Долгие годы имя Артема Ивановича Микояна было известно крайне ограниченному кругу людей. Как и десятки его коллег, работавших над созданием военной техники, он должен был оставаться «невидимкой». Между тем построенные под его руководством самолеты прославились по всему миру, а установленные на них 55 рекордов вошли во все справочники по авиации и космонавтике. Неоднократно истребители серии МиГ признавались лучшими в мире и выдерживали соревнование с самолетами самых известных фирм.
Будущий авиаконструктор родился в армянском селении Санаин в семье плотника. Он был пятым, самым младшим ребенком в большой семье.
Детство будущего конструктора прошло в горах. Как и многие ребята из его деревни, он пас коз и помогал отцу. Анушаван окончил приходскую школу в 1918 году. После неожиданной смерти отца мать отвезла младшего сына в Тифлис, где мальчик продолжил образование в армянской школе.
Как и старший брат Анастас, он рано увлекся революционной деятельностью и после установления Советской власти в Армении стал руководителем комсомольской ячейки в своей родной деревне. Правда, он недолго прожил в родных местах, поскольку старший брат, назначенный секретарем Юго-Восточного бюро ЦК, переехал в Ростов и пригласил его к себе.
Артем Иванович Микоян начал работать на ростовском заводе «Красный Аксай» токарем, а позже перешел в железнодорожные мастерские. Но работа на заводе не приносила удовлетворения, потому что Артем Микоян остро чувствовал недостаток знаний. Уже через год он переехал в Москву, где поступил работать на завод «Динамо», первое в стране электротехническое предприятие. Там он и стал называть себя Артемом. Работа на этом заводе стала настоящей жизненной и трудовой школой. Четыре года, которые молодой рабочий провел в заводском коллективе, определили весь его последующий жизненный путь.
Но с учебой опять пришлось подождать, потому что в августе 1929 года его призвали в армию и направили в Иваново-Вознесенскую военную школу, которая вскоре была реорганизована в танковое училище. Однако Микоян, повинуясь внутреннему чутью, отказался стать курсантом и после демобилизации вновь вернулся к станку, на этот раз на заводе «Компрессор». Менее чем через год он поступил в Военно-воздушную академию имени Николая Жуковского. В те годы это было единственное учебное заведение, где готовили авиационных инженеров.
Уже на третьем курсе Артем Микоян нашел ту область, которой станет заниматься всю последующую жизнь, — конструирование самолетов. В 1935 году Артем был направлен на производственную практику в Харьковский университет. Гам он впервые включился в процесс конструирования самолетов в конструкторском бюро, где проектировался экспериментальный самолет ХАИ-1.
Вернувшись из Харькова, Микоян также решил попробовать силы в небольшой, но самостоятельной работе. Знакомый инженер Шитиков передал ему старый авиационный мотор, для которого Артем Микоян вместе со своими друзьями Н. Павловым и Т. Самариным спроектировал небольшой спортивный самолет. Однако построить его они не могли, поскольку не имели ни денег, ни необходимого оборудования. Чертежи самолета были представлены на всесоюзный конкурс, который проводился Осоавиахимом. Проект Микояна был признан лучшим, и по итогам конкурса было решено построить несколько экземпляров этой учебной машины.
В это же время в жизни Артема Микояна произошло важное событие: он женился на Зое Ивановне Лисициной, сотруднице ТАСС, и получил комнату в доме на улице Кирова.
После защиты дипломной работы Микоян был направлен в конструкторское бюро, которым руководил известный авиаконструктор Н. Поликарпов. Тем временем был построен первый самолет по чертежам Микояна, который получил название «Октябренок». Он начал применяться в качестве учебного самолета в организациях Осоавиахима.
В то же время в конструкторском бюро Поликарпова, Артему Микоян был включен в группу, которая работала над усовершенствованием истребителя И-15. Постепенно молодой конструктор показал, что может не только выполнять конкретные разработки, но и создавать собственные модели самолетов. Уже первые образцы усовершенствованного им истребителя по сути дела стали основой той серии летательных аппаратов, над которой Микоян работал всю последующую жизнь.
Его ближайшим помощником, а отчасти и наставником стал конструктор М. Гуревич. Вместе с ним Артем Иванович Микоян начал работать над первым образцом самолета новой серии, получившим название МиГ. Работа над ним началась после того, как Микоян был назначен начальником конструкторского бюро авиационного завода №1 Осоавиахима.
Спроектированный им самолет стал первым летательным аппаратом, который в натуральную величину испытывался в аэродинамической трубе. Это позволило не только сократить сроки летных испытаний, но и существенно улучшить динамику самолетов. В результате уже во время первого полета самолет заслужил высокую оценку испытателей. Но, как часто бывает в технике, первый образец вскоре уступил место более совершенной модели, и в серийное производство пошел уже истребитель МиГ-3. Он был поставлен на вооружение в Красной Армии и вскоре стал одним из самых массовых самолетов в авиации приграничных округов.
Во время войны Артем Микоян занимался усовершенствованием своего самолета, поскольку вскоре выяснилось, что он уступает немецким самолетам по скороподъемности и боевым качествам на больших высотах. Поэтому уже в 1942 году Микоян предлагает новый образец самолета с более мощным двигателем АМ-29, построенным под руководством А. Микулина. Эта модель была признана удачной, но конструктору стало ясно, что век поршневых моторов закончился и надо строить самолеты нового поколения.
В то же время, Артем Микоян занялся поиском новых путей в самолетостроении. Одним из первых он стал размышлять о проектировании самолета с реактивным двигателем. Но довести эту работу до конца конструктор смог только после войны. В результате разработок, сделанных в тяжелые военные годы, уже в 1946 году был построен МиГ-9 — первый серийный реактивный истребитель.
На его основе через год Микоян создал новую модель — МиГ-15, которая была испытана во время боевых действий в Корее в 1950—1953 гг. и оказалась лучшим истребителем сороковых годов. В конструкции этого самолета Артем Иванович Микоян применил не только новый двигатель, но и неизвестную до этого стреловидную форму крыла, а также катапультируемое кресло пилота. МиГ-15 стал основным самолетом в Советской Армии и долгое время оставался непревзойденным по тактико-техническим характеристикам. Его надежность, простота и высокие боевые качества отразились в прозвище «самолет-солдат».
Но при всех своих достоинствах МиГ-15 показал, что дальнейшее развитие самолетостроения ставит на повестку дня преодоление звукового барьера. Поэтому уже в 1951 году Микоян предложил первую опытную модель нового самолета МиГ-17. На его основе через несколько лет был создан самолет МиГ-19, сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Он не только был «начинен» разнообразным вооружением, но и мог осуществлять дозаправку горючим в воздухе. На спортивной модели этого самолета было установлено несколько мировых рекордов по дальности и скорости полета, а также абсолютный мировой рекорд высоты полета — 34 714 метров.
В это время Артем Иванович Микоян уже начал постепенно уходить от руководства своим КБ, поскольку состояние здоровья не позволяло ему жить в привычном напряженном ритме, проводя перед выпуском самолета долгие часы на работе. Постепенно руководство конструкторским бюро перешло к конструктору Р. Белякову. Последней моделью, которая была сконструирована Микояном, стал сверхзвуковой истребитель МиГ-21.
В этом самолете вновь была применена новинка — треугольное крыло. МиГ-21 проложил путь в небо первому сверхзвуковому пассажирскому самолету Ту-144. На основе своего истребителя, Артем Микоян построил так называемый самолет-аналог — уменьшенную копию Ту-144. На ней проверялись и уточнились расчеты конструкторов огромного лайнера. Одновременно шла доработка и самого истребителя. После всех испытаний МиГ-21 стал делать невозможное для машин своего класса — взлетать и садиться с грунтовых аэродромов.
Огромные заслуги Артема Ивановича Микояна в развитии советского самолетостроения были высоко оценены: он имел звание генерал-полковника, был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Добавить комментарий