Морозовы

династия российских промышленников и меценатов

Свое происхождение эта семья вела от Саввы Васильевича Морозова — основоположника могучего купеческого клана. В 1858 году он основал товарищество Тверской мануфактуры бумажных изделий. Продукция морозовской фабрики не только продавалась в Москве, но и вывозилась далеко за пределы России — сбывалась в Варшаве и даже в Париже.

После смерти отца дело возглавил Абрам Саввич. Однако всеми делами фактически управляла его жена, Варвара Алексеевна Морозова. Она была незаурядной женщиной, знала несколько иностранных языков, хорошо разбиралась в искусстве. Наряду с руководством фабрикой Морозова развернула целую программу благотворительных мероприятий. Эту традицию она вынесла из родительского дома: ее отец, также богатый купец Г. Хлудов, содержал на свои деньги детскую больницу, дом для неизлечимо больных, бесплатные квартиры для рабочих.

Но благотворительность Морозовой простиралась далеко за пределы ее фабрики. Именно на ее деньги был открыт знаменитый университет Шанявского, где любой мог получить прекрасное образование, а также организованы учительские курсы на Пречистенке и бесплатная библиотека имени Тургенева, которая существует и в наши дни.

Однако из всех своих многочисленных дел Морозова больше всего любила заниматься изданием газеты «Русские ведомости», в которой сотрудничали крупнейшие писатели и публицисты: Л. Толстой, Г. Успенский, В. Короленко, А. Чехов. Именно здесь дебютировал в центральной печати М. Горький, опубликовав рассказ «Емельян Пиляй». Морозовы жили в большом особняке на Воздвиженке, где еженедельно открывались двери литературного салона.

Благотворительную деятельность матери продолжили два ее сына — Михаил и Иван Абрамовичи. Настоящей страстью Михаила была музыка. Он являлся членом Московского филармонического и музыкального общества, организовывал на свои деньги концерты, а также финансировал обучение талантливых студентов.

М. Морозов также взял на себя расходы по оплате коллекции слепков греческой скульптуры, пожертвовав основателю музея И. Цветаеву огромную сумму в двадцать семь тысяч рублей. Кроме благотворительной деятельности, Михаил Морозов занимался коллекционированием живописи. Он составил большую коллекцию картин русских художников: Васнецовых, Левитана, Коровина, Серова, Сурикова, для которых устроил специальную пристройку к своему дому.

Помимо картин Морозов собирал и иконы, поскольку, как и другие представители этой семьи, был старообрядцем.

В начале XX века он одним из первых в России оценил французских импрессионистов. Он каждый год ездил в Париж и каждый раз привозил оттуда по несколько картин.

Причем Михаил Морозов никогда не скрывал свои коллекции от широкой публики. По определенным дням недели в особняк могли прийти все, кто хотел посмотреть картины. Это был настоящий частный музей. Возможно, в дальнейшем предприниматель пожертвовал бы свое собрание городу Москве по примеру Третьякова, но этому помешала его внезапная смерть осенью 1903 года.

После этого печального события все дела семьи перешли к его жене Маргарите Кирилловне Морозовой (урожденной Мамонтовой), которую знаменитый поэт А. Белый в своих воспоминаниях описывал как одну из самых блестящих светских красавиц Москвы. Выполняя волю своего супруга, Морозова передала коллекцию картин и рисунков в дар Третьяковской галерее.

Одной из главных забот М. Морозовой была русская музыка. Она поддерживала А. Скрябина и была основным спонсором С. Дягилева. Именно на ее деньги в Париже были организованы концерты русской музыки. Светская красавица серьезно интересовалась и философией. В доме Морозовой происходили знаменитые религиозно-философские собрания, вокруг которых объединились крупнейшие философы начала века: Н. Бердяев, С. Булгаков, Ф. Степун, С. Франк. Маргарита Кирилловна финансировала также журнал «Путь», в котором печатались статьи русских религиозных философов.

Когда началась Первая мировая война, она отдала свой дом на Новинском бульваре для организации лазарета и сама стала там медсестрой.

После революции Маргарита Кирилловна осталась одна, практически без друзей, которые эмигрировали. Но она не покинула родину и не сломалась духовно, а прожила долгую жизнь, пережив еще две войны — Гражданскую и Вторую мировую. Все свои коллекции она безвозмездно передала Советскому государству.

Ее сын, М. М. Морозов, стал знаменитым ученым-шекспироведом. Именно ему принадлежит своеобразное открытие, сделанное во время изучения портрета Шекспира. Он установил, что единственный известный портрет писателя на самом деле является зеркальным отражением одного и того же лица, то есть его нельзя считать подлинным.

Другая ветвь рода Морозовых связана с младшим сыном Саввы Васильевича Морозова, Тимофеем, сын которого, Савва Тимофеевич Морозов, основал в Москве Товарищество для организации общедоступного театра. Он сумел объединить русских предпринимателей и людей искусства для того, чтобы построить в Москве театр совершенно нового типа. Его главным организатором был К. Станиславский. Морозов с его неуемной энергией и практической смекалкой стал душой строительства этого нового для России театра.

Вокруг театра в Камергерском переулке, названного Художественным, сложилась целая плеяда блестящих актеров, музыкантов, драматургов.

Кроме театра, Савва Морозов также увлекался живописью и собрал интересную коллекцию произведений искусства. Он был подобен Егору Булычеву, герою одноименной пьесы Горького, который чувствовал, что «живет не на той улице». Морозов помогал различным политическим партиям, участвовал в различного рода сомнительных собраниях, но так и не дошел до конкретной социальной программы. Многие художники, в том числе К. Коровин, В. Серов, запечатлели облик этого незаурядного человека на портретах. Он так и не нашел себя окончательно и рано покончил с жизнью.

Трудно переоценить значение рода Морозовых не только в истории Москвы, но и в истории всей русской культуры. Они продолжили традицию меценатства, помогли зарождению блестящей коллекции современной живописи, содействовали конкретной денежной помощью сохранению российских талантов.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!