Образцов Сергей Владимирович

(1901-1992) русский режиссер и актер

Большинство зрителей знают имя Образцова Сергея Владимировича только как знаменитого режиссера кукольного театра. А между тем он был удивительно разносторонним человеком — начинал как художник, затем стал артистом и только потом — кукольником.

Будущий артист родился в семье инженера, известного специалиста по транспортному строительству. Позже В.Н. Образцов был даже избран академиком. Однако сын не пошел по стопам отца.

Еще в раннем детстве Сергей увлекался рисованием и лепкой. Но после окончания реального училища некоторое время слушал лекции на философском факультете МГУ и лишь затем осенью 1917 года поступил во ВХУТЕМАС. Его первым наставником стал известный художник Архипов. Правда, через несколько месяцев он перешел на отделение графики, которым руководил В.А. Фаворский.

Одновременно с занятиями живописью Сергей Образцов занимался вокалом — поступил в частную консерваторию А. Шора, а затем в музыкальную студию Художественного театра, которую организовал В. Немирович-Данченко.

Несколько лет Образцов Сергей Владимирович сочетал работу в театре и занятия живописью. Вместе с театром он выезжал на гастроли в Германию и Чехословакию, а затем и в США. Казалось, его театральная карьера складывается вполне успешно. Он стал актером музыкальной комедии, играл роли, где требовалась не только драматическая, но и вокальная подготовка.

Именно в это время Сергей Образцов и увлекся куклами. Первоначально он разыгрывал небольшие кукольные представления во время концертов, которые актеры давали на гастролях. Затем начал выступать самостоятельно, чтобы иметь дополнительный заработок. Однажды в Ленинграде его выступления увидел известный театральный деятель А. Брянцев. Он и подсказал молодому артисту идею заняться самостоятельной концертной деятельностью.

Однако с профессиональным театром Образцов расстался не из-за кукол. Причина была в том, что он не обладал оперным голосом, поэтому не смог работать в новом музыкальном театре, который в конце двадцатых годов был образован на базе музыкальной студии. Правда, потом он на короткое время вновь вернулся в труппу МХАТа, но вскоре покинул ее ради эстрады.

Первые шаги на профессиональной эстраде не только стали настоящей школой, но и заставили Сергея Образцова задуматься о создании собственного кукольного театра, подобного тем, какие он видел в разных странах мира.

В России также была своя традиция, связанная с деятельностью бродячих кукольников, выступавших на ярмарках или во время народных гуляний. Отсюда пришел Петрушка, который стал своеобразным символом нового театра — уже советского времени.

Весной 1931 года Сергей Образцов организовал кукольную студию в Центральном доме художественного воспитания. Она и стала той основой, на которой позже сложился его театр. Вокруг него собралась группа энтузиастов, которые все делали сами — писали пьесы, изготавливали кукол и реквизит — словом, целиком создавали спектакль.

Деятельность организованной Образцовым труппы была настолько успешной, что уже в конце 1931 года при Доме художественного воспитания был организован самостоятельный коллектив — Театр кукол. Основными зрителями вначале стали дети, а затем и взрослые. Театр выступал на самых разных площадках — в домах культуры, в творческих союзах, в школах и санаториях.

Первые пьесы для своего театра писали сами актеры. Среди них, например, был Е. Сперанский, который позже стал основным автором театра Образцова. Первыми спектаклями стали инсценировки детских сказок — «По щучьему велению», потом репертуар пополнялся все новыми и новыми произведениями. В репертуаре современного театра кукол Образцова сохранилась созданная тогда постановка «Волшебная лампа Аладдина», текст для которой написала детская писательница Н. Гернет. Надо сказать, что Образцов чрезвычайно взыскательно подходил к отбору пьес для репертуара своего театра. Так, он отказался от постановки пьесы по книге Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» из-за того, что в ней действует лев — царь зверей.

Во время войны Сергей Владимирович Образцов занимался концертной деятельностью, неоднократно выезжал на фронт. В то время постановки приобрели агитационный характер. Они были призваны поднимать дух бойцов, но в то же время давали им возможность отдохнуть в промежутках между боями. Несмотря на тяжелые условия, артисты театра постоянно обновляли репертуар и радовали своих зрителей новыми спектаклями. То же самое продолжалось и после войны.

Сергей Образцов в буквальном смысле этого слова построил кукольный театр XX века. Он не только собрал труппу, обучил ее приемам мастерства, но и затеял строительство здания, в котором и прошли основные годы его творчества как кукольника.

Кукольный театр Образцова стал знаменитым, поскольку его создатель ставил себе целью во что бы то ни стало сделать популярным новый вид искусства и не отказывался выступать со своими куклами везде, где только было можно. Известно, в частности, что он неоднократно давал представления в Кремле перед Сталиным (по некоторым сведениям, Образцов выступал там целых 22 раза).

В 1944 году коллективу было наконец предоставлено собственное здание на Триумфальной площади, где актеры труппы начали работать после окончания Великой Отечественной войны. Уже в то время в театре сложилось несколько актерских составов. Благодаря этому нововведению образцовский театр постоянно выезжал на гастроли, не прерывая выступлений на основной сцене.

В послевоенные годы группы актеров-кукольников объехали практически весь мир. И всюду спектакли «Театра Образцова» сопровождались триумфальным успехом. Кроме того, в каждой стране артисты завязывали связи с местными кукольниками и привозили оттуда новые идеи и новых кукол.

В театре Сергея Владимировича Образцова все было необыкновенным, и прежде всего захватывающие спектакли, в которых на фоне живописных декораций действовали яркие выразительные куклы, каждая со своим характером и запоминающимся обликом. Образцов был одним из первых кукольников, который для каждой куклы разрабатывал психологическое решение роли. Поэтому его куклы становились не простыми манекенами, а как бы живыми актерами. Во всяком случае, зрители воспринимали их именно таким образом. С этой же целью Образцов использовал в спектаклях кукол разных размеров и выводил на сцену живых актеров, которые действовали вместе с куклами.

Постепенно в театре сформировались две линии репертуара — взрослая и детская. Сергей Образцов считал, что для каждого возраста надо ставить спектакль по-своему. Для самых маленьких, например, это должна быть веселая игра, в которой нет места страшному. Для ребят постарше на первый план следует вывести ярких героев, преодолевающих трудности, а для самых старших подходит романтическая история.

Специально для гастролей Образцов поставил «Необыкновенный концерт», который увидели зрители многих стран мира. Его успех был основан на блестящей игре конферансье, роль которого исполнял З. Гердт, сыгравший в 100 представлениях. Он комментировал номера на всех языках мира, поскольку обладал уникальной способностью почти мгновенно запоминать любой текст.

Интересна и стилистика спектакля. Впервые в практике кукольных театров Образцов начал сочетать различные по исполнению куклы: марионетки действовали вместе с тростевыми и ручными куклами. В театре Образцова работали удивительные мастера, которые умели сделать свои модели невероятно пластичными. Интересно, что в театре и сегодня используется изобретенная когда-то техника. Кукольники театра Образцова в 1996 году изготовили оригинальных кукольных зверушек, у которых двигаются даже пальцы лап, и для передачи «Спокойной ночи, малыши».

В конце шестидесятых годов театр получил свое второе здание, в котором было уже два зрительных зала, предназначенных для детей и взрослых. Новый театр стал настоящим воспитательным центром, куда детей приводят задолго до представления. Здесь они могут ознакомиться с историей создания кукол, а также поиграть в специально оформленном интерьере. Причем музей кукол интересен не только детям, но и взрослым.

В жизни Образцов Сергей Владимирович был уникальным рассказчиком, который сумел сохранить в своей памяти многие события бурного и динамичного XX века. Обо всем увиденном и пережитом он написал книгу воспоминаний — «Ступеньки памяти».

А для своих маленьких слушателей, которые собирались, например, в передаче «Будильник», Сергей Образцов написал рассказы о животных: «Воробей», «Ласточка», «Зайчонок» и другие.

Кроме того, он был очень интересным коллекционером: собирал все, что относилось к кукольному театру, а также шарманки. Причем все они были действующими: каждую можно было завести, и она играла свою мелодию. А в некоторых даже двигались фигурки.

Настоящей достопримечательностью Москвы стали часы с движущимися куклами, установленные на фасаде театра Образцова. Уже многие годы ежедневно ровно в полдень перед собравшимися на улице зрителями разыгрывается небольшое представление.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!