Охлобыстин Иван Иванович
(псевдонимы — Иван Чужой, Леопольд Роскошный)
(род. в 1966 г.) российский режиссер, сценарист, актер
Вероятно, основными качествами Ивана Ивановича Охлобыстина можно считать всеядность и вездесущность. Он постоянно затевает какие-то новые проекты, будучи одной из ключевых фигур в мире кино- и телебизнеса. Иван перемещается от работы к работе, от фильма к фильму. Один из корреспондентов установил, что он является автором 200 сценариев.
Отец Охлобыстина прошел Великую Отечественную войну, работал главным врачом в доме отдыха «Поленово». Там он познакомился со своей третьей женой — дочерью одной из медсестер, студенткой МФТИ, позже ставшей экономистом. Их брак был недолгим, вскоре после рождения сына они расстались.
Переехав с матерью в Москву, Иван рано начал подрабатывать. В те годы частный бизнес назывался спекуляцией, но он помогал Охлобыстину выжить. Отслужив в армии, он закончил в 1992 г. ВГИК, мастерскую И. Таланкина. В 1986—1989 гг. Иван Охлобыстин сделал несколько учебных фильмов. Уже первый из них — «Чушь» (1988) — был отмечен призами на фестивалях в ГДР и Чехословакии. Документальное кино Иван продолжал снимать и в последующие годы.
Но в кино он начал карьеру не как режиссер, а как актер, снявшись в 1983 г. в картине «Обещаю быть!». Роль второго плана в фильме «Нога» (1991) режиссера Н. Тягунова принесла ряд наград: специальный приз за лучшую актерскую работу на кинофестивале «Молодость» в Киеве и звание лауреата «Кинотавра» за исполнение лучшей мужской роли.
Избрав для себя псевдоним Иван Чужой, актер создал образ некоего двойника: реального персонажа и его антагониста. Иван Охлобыстин неоднозначно выполняет поставленную режиссером задачу: он создает психологический портрет своего героя, способного на самые разные чувства, и в то же время оценивает его поступки как бы со стороны.
Тягунов предполагал продолжить сотрудничество с Охлобыстиным и планировал снять его в роли Вараввы в своем следующем фильме. Но смерть режиссера помешала осуществлению этого замысла. Тогда в 1992 г. Иван Иванович Охлобыстин начинает снимать фильм «Арбитр» по собственному сценарию, выступая одновременно в качестве режиссера и актера. Три функции помогли ему проявиться в трех разных качествах: как актер он как бы проговаривал то, что хотел выразить сценарист и осуществить режиссер.
Некоторые считают его работы разными проявлениями авторского «я». Например, он выступил в качестве рассказчика в картине Д. Месхиева «Над темной водой» (1993). В фильме «Мания Жизели» (1995) представил собственное своеобразное видение личности танцовщика и балетмейстера С. Лифаря, как бы отражая его образ сквозь призму иного времени.
Любопытна работа актера в картине К. Муратовой «Три истории», где он не лицедействует и не пугает зрителей, как в картине «Хоровод» (1994). Иван Охлобыстин просто создает образ своего современника, доктора. Он сумел создать роль всеобщего любимца в картине режиссера Г. Константинопольского «8,5 долларов» (1999). Даже небольшая роль офицера в картине Р. Качанова «Д.М.Б» (2000) рассматривается критикой как заметная в общей стилистике фильма.
Актерская работа убедила Ивана Охлобыстина в том, что он обязан постоянно играть какую-то роль. В общении с журналистами он не стремится быть откровенным или просто правдивым, а предлагает вариант самого себя, «идя навстречу» своему собеседнику.
Снимаясь в кино, Охлобыстин параллельно писал сценарии и пьесы для театра. Он является автором сценариев фильмов «Урод», «Упырь», пьес «Злодейка, или Крик дельфина», «Максимилиан-Столпник», которые идут во МХАТе. Последняя постановка снята на телевидении под названием «Максимилиан».
Свою творческую манеру Иван Иванович Охлобыстин определяет своеобразно: он моделирует действие, выстраивая его из отдельных эпизодов. Особенно тщательно продумывается концовка, она не может быть аморфной, всегда присутствует счастливый или драматический конец.
Свои писательские способности актер реализовал в журналистской области, работая в журнале «Столица» и в газете «Версия». Он также наметил выпуск журнала «Экклесиа». Охлобыстин практически всегда пишет о современности, стремясь уловить переменчивое состояние общества, в котором живет. Внешне занимательные истории иногда содержат и оценку происходящего.
Связи с миром эстрады привели его в программу «Старые песни о главном» (1997) и к сотрудничеству с Г. Сукачевым («Кризис среднего возраста»). В первом фильме Иван Охлобыстин проявил себя как вокалист, а во втором выступил в качестве сценариста и актера. В течение некоторого времени он вел передачи на радиостанции «Европа-плюс».
Не все его проекты оказались удачными: стремление к самовыражению оказалось неуместным в передаче «Канон», предназначенной для просвещения широких масс. Отсутствие ориентации на конкретного слушателя, стремление преподнести прежде всего самого себя и собственные истины, неумение настроиться на диалог и последовательное проведение определенной идеи обусловили отстранение Охлобыстина от передачи.
Правда, он продолжил служить церкви: актер является чтецом и алтарником. Вместе с ним активное участие в делах прихода принимает жена Оксана, она пестует молодых матерей.
Иван Иванович Охлобыстин считает, что уже отошел от своей бурной молодости, когда мог съезжать на мотоцикле в метро, и обратился к другим ценностям, прежде всего семейным. В семье растут три девочки дошкольного возраста Евдокия, Анфиса и Варвара. Жена Оксана оставила профессию актрисы, хотя считалась перспективной (запомнилась ее роль в картине «Авария, дочь мента»).
Какое-то время Иван Охлобыстин увлекался индуизмом, а сейчас упоенно осваивает труды отцов русской православной церкви. Самого себя актер называет увлекающимся человеком, который хочет попробовать себя в самых разных областях и доставить тем самым себе удовольствие. Возможно, поэтому он внешне похож на хиппи, байкера и рокера в одном лице. Вместе с тем Охлобыстин прагматик, воплощающий в жизнь свою философию и просто зарабатывающий деньги для семьи.
Добавить комментарий