Омар Хайям

(настоящее имя — Гиясаддин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури)

(1048-после 1122) персидский и таджикский поэт, математик, философ

Омар Хайям был не только крупнейшим поэтом, но и замечательным ученым. Долгое время исследователи даже сомневались в том, что знаменитый поэт и выдающийся ученый — это один и тот же человек: настолько значительны были его достижения в этих разных сферах деятельности.

Омар Хайям родился в большом торговом городе Нишапуре в семье преуспевающего ремесленника. Родовое имя Хайям дословно переводится как «делающие палатки». Недавно исследователи установили, что отец Хайяма Ибрагим перекрыл площадь Нишапурского базара большим тканым куполом.

Омар Хайям был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. Еще десятилетним мальчиком Омар изучил арабский язык, а через два года стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хаки-ма, как тогда называли врача.

Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить свое образование. Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн Харрани. Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида.

В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а спустя некоторое время и мать. Омар Хайям продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр, и юноша очень хотел учиться именно там.

В Самарканде Омар Хайям вначале поступает учеником в одно из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником.

Как и другие крупные ученые того времени, Хайям не задерживался подолгу в каком-то одном городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в обширных хранилищах книг, так называемых домах науки. За десять лет, которые ученый прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.

Омар Хайям решил повторить замысел Евклида и подвести своеобразный итог развитию математики. Трактаты принесли ему широкую известность как ученому. У него появились многочисленные ученики. Но настоящая слава пришла к Хайяму после того, как он начал писать рубай — четырехстрочные стихотворения.

Основная их проблематика была связана с темой мира, гармонии человеческого существования, быстротечности жизни, хрупкости личных взаимоотношений. По-видимому, в то время Омар Хайям разделял идеологию суфизма, согласно которой весь окружающий человека мир лишь кратковременная иллюзия.

Написав философскую книгу «Трактат о всеобщности существования», Омар Хайям покинул Бухару и переехал в Исфахан, центр государства Санджаров. Его пригласили ко двору султана Малик-шаха. По инициативе главного шахского визиря Хайям становится надимом — духовным наставником правителя.

Известный ученый вряд ли бы покинул Бухару только ради придворного поста. Но Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в древнем мире. Там Хайям наконец получил возможность для систематических научных исследований.

Он не только продолжил занятия математикой, но и стал известным астрономом. Даже великий Улугбек назвал составленный ученым звездный каталог непревзойденным.

В 1079 году Омар Хайям опубликовал труд, в котором на основе многочисленных наблюдений предложил систему високоса, то есть добавления одного дня к каждому четвертому году. Таким образом, он реформировал существовавший в то время календарь, сделав его более точным и универсальным.

Наряду с астрономией Омар Хайям продолжал и занятия философией. Многочисленные путешественники, посещавшие в те годы Исфахан, писали, что именно лекции и беседы Хайяма являются наиболее ценной достопримечательностью этого города.

В 1080 году Омар Хайям закончил свой главный философский труд «Трактат о бытии и долженствовании». За этим несколько витиеватым названием скрывается подлинно философская энциклопедия. Вслед за Аристотелем Хайям доказывает, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц. Он пытается установить подобие устройства земли и неба, полагая, что весь мир связан воедино невидимыми нитями.

Но известность, которая пришла к Омару Хайяму в Исфахане, имела и оборотную сторону. Математические трактаты ученого вызвали весьма настороженную реакцию у мусульманского духовенства, и после смерти Малик-шаха Хайям был вынужден покинуть Исфахан и вернуться к себе на родину. Известно, что в то время поэт уже был женат и, по-видимому, имел детей.

В Нишапуре он продолжал заниматься педагогической деятельностью: преподавал в медресе и давал частные уроки. Он становится наставником правителя Низам аль-Мулька.

Омара Хайяма нельзя было назвать ученым-домоседом, поскольку он много путешествовал. По приглашению друзей и многочисленных почитателей он приезжал в Балх, Мерв и другие крупные города. Так, известно, что в 1113 году Хайям специально отправился в Балх, чтобы встретиться с известным ученым Самарканди.

Но главным его занятием в те годы было подведение своеобразных итогов. Он наконец завершил начатый еще в юности «Трактат о всеобщности существования» и собрал свои стихотворения в так называемый «Рубайят».

К тому времени Омар Хайям уже был неизлечимо болен и знал это, но не терял расположения духа и всегда говорил, что человек никогда не должен унывать.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!