Пифагор Самосский
(ок. 570 г. до н.э. — ок. 500 г. до н.э. ) древнегреческий математик и философ
Пифагор родился около 570 г. до н. э. на ионийском острове Самос, расположенном у берегов Малой Азии. Он был сыном состоятельного гражданина Миесара. Юный Пифагор мечтал о путешествиях в дальние страны, завороженный, он слушал рассказы капитанов кораблей и путешественников, которые останавливались на острове Самос, о дальних морях и странах. Юный Пифагор покидает родину, и начинаются его путешествия.
Его путь лежит в Египет, который он исколесил вдоль и поперек. Говорят, что Пифагор прожил в Египте 22 года. Затем он попадает в плен к персидскому завоевателю Камбизу, и тот увозит его в Вавилон. Именно в Вавилоне с его великой культурой Пифагор состоялся как мыслитель и философ. Город поразил его своим величием. Высокие оборонительные стены возвышались по обеим сторонам Евфрата, поражали храмы и грандиозные здания, геометрически правильные улицы, широкие и прямые.
Пифагора интересуют вавилонские традиции и обычаи, он изучает язык халдейских мудрецов. Халдейские математики знакомят его с теорией чисел, он изучает математические закономерности расположения светил. Утверждают, что Пифагор побывал и в Индии, где изучил достижения индийских математиков.
Пифагору 40 лет, и он возвращается на родину, на остров Самос, где правит жестокий тиран Поликрат. Но философ не хочет жить при тирании и поселяется на юге Италии, в греческой колонии Кротоне, окруженный поклонниками и почитателями. Пифагор Самосский выступает в роли учителя, в роли проповедника и пророка, высшего существа. Здесь, в Кротоне, в 530 г. до н. э. создается пифагорейский союз, школа Пифагора. Это школа для избранных, для аристократов, с суровой дисциплиной, своего рода философское, политическое и религиозное братство. О своем учителе пифагорейцы говорят только в превосходной степени, именно тогда о нем возникают многочисленные легенды, представления о нем как о полубоге: дескать, у Пифагора золотое бедро, он может быть одновременно в разных местах, у него нет проблем с исцелением больных, дикие звери подчиняются ему, они разрешают Пифагору гладить их.
Краеугольным камнем философии пифагорейцев было мистическое учение о числе: числа руководят миром, числа лежат в основе вещей, числа — основа мира. У пифагорейцев появились экзотические числа: квадратные и треугольные, дружественные и совершенные, четно-четные, нечетно-нечетные, пятиугольные, кубические, пирамидальные. Числам поклонялись, т. к. они служили гармонии, которую превыше всего ценили пифагорейцы. Именно с помощью чисел можно было перекинуть мостик между различными областями человеческих знаний, между геометрией, теорией чисел и астрономией, между геометрией и арифметикой. Без чисел этой гармонии не было бы. Символом пифагорейской школы была пятиконечная звезда, пентаграмма. Пифагорейцы умели строить пятиугольник с помощью циркуля и линейки.
«Всё есть число», — говорили они, и в геометрии при изучении свойств фигур их особенно интересовали числовые соотношения. Они почитали прямоугольный треугольник и соотношение «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» называли теоремой Пифагора. Рассказывают, что Пифагор отблагодарил богов за доказательство этой знаменитой теоремы и принес в жертву 100 быков.
Ему приписывается систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии. С его именем также связывают разработку учения о четных и нечетных числах, об арифметических и геометрических пропорциях.
Пифагорейский союз состоял из элиты, из представителей аристократии, в чьих руках было управление городом Кротон. Это никак не соответствовало демократическим устремлениям большинства греческих колоний. Так возникала демократическая оппозиция в городе. Это был гнев народа. Началась междоусобица, Пифагор бежит из Кротона вместе с учениками сначала в Тарент, а затем в Метапонт. Они прибывают в Метапонт, а там начинается народный бунт. Ночью, в одном из уличных столкновений, престарелый Пифагор трагически погибает, ему было за 80. Не спасло его знание приемов кулачного боя и то, что в молодости он был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою.
Его школа, пифагорейский союз, распадается, прекращает свою деятельность, уходят в историю нравы, запреты, самоограничения его учеников.
Геродот называл Пифагора «выдающимся софистом», т. е. великим мудрецом. Для своих современников Пифагор был божественным пророком, воплотившим высшую мудрость. Для нас он — великий математик.
Добавить комментарий