Плутарх

(46 — ок. 127) античный греческий философ и биограф

В наши дни Плутарх является, пожалуй, самым известным из всех античных историков. Он написал много произведений, но самой популярной стала его книга «Сравнительные жизнеописания», в которой он изложил биографии знаменитых людей античного мира.

В свое время он писал ее как учебник для гимназий, но она заинтересовала многих читателей не только из поколения Плутарха, ее с интересом читали люди, жившие в эпоху Возрождения, в период Просвещения, читают и наши современники.

Секрет популярности Плутарха заключается в том, что все в мире повторяется. Духовные стремления людей, их мысли и переживания одинаковы во все времена. Как раньше, так и сейчас одни люди хотят добра и справедливости для всех, а другие того же самого желают только для себя. Людей обуревает все то же честолюбие и жажда власти, и они ни перед чем не останавливаются, чтобы добиться ее, а добившись, забывают, что обещали сделать хорошего.

Плутарх сумел так описать историю жизни людей своего времени, что они стали близки и понятны нам, как будто являются нашими современниками. К тому же произведения Плутарха являются прекрасным источником сведений о том, как жили люди в древние времена, какие у них были обычаи и привычки.

О жизни же самого Плутарха мы знаем гораздо меньше, чем о жизни героев его произведений. Известны лишь те сведения, которые можно восстановить из его сочинений. Они в основном касаются семьи историка, его привычек и пристрастий.

Плутарх получил разностороннее научное и философское образование, прекрасно знал историю и литературу, разбирался в музыке и естественных науках. Особое значение в воспитании, конечно, имела и семейная атмосфера. Он происходил из древнего и богатого рода. Его отец, Автобул, был известным философом. Просвещенными людьми были также его дед Ламприй и братья Тимон и Ламприй.

Плутарх на всю жизнь остался патриотом своего родного городка Херонея в греческой области Беотия. Однако, как и было положено сыну состоятельных родителей, свое образование он продолжил в Афинах, где изучал философию, риторику, естественные науки.

Окончив учебу, Плутарх стал верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. Как следует из сочинений, он много путешествовал, иногда выполнял различные политические миссии, так что мог встречаться и беседовать со многими выдающимися деятелями своего времени. Он не только объездил Грецию, но и побывал в Египте и Риме, где свел дружбу с Квинтом Сосием Сенеционом, другом императора Траяна. Сенециону посвящен ряд произведений Плутарха, император же Траян оказывал ему покровительство и даровал почетное звание консуляра.

Плутарх с удовольствием занимался общественной деятельностью, так как хотел быть полезным своей родине. Поэтому он не отказывался от общественных должностей, которые приносили ему не столько доход, сколько моральное удовлетворение. В разные периоды своей жизни Плутарх занимал должность смотрителя за постройками, что по современным понятиям можно приравнять к должности главного архитектора, был беотархом и получил должность пожизненного жреца Аполлона Пифийского в Дельфах, кроме того, преподавал в своей частной академии, читал публичные лекции во время путешествий и везде собирал материалы для своих книг.

Вторую половину жизни он прожил в своем родном городе Херонее, где занимался в основном творчеством.

Такое огромное философское, литературное, историческое наследие, какое оставил Плутарх, трудно даже сравни-вать с другими античными авторами. Он писал трактаты о греческих философах, сочинения, посвященные проблемам космологии и астрономии, психологии, этики, политики, семейной жизни, педагогики. Плутарх писал и о музыке, составлял филологические комментарии к Гомеру, Арату, Никандру. Подобная «всеядность» интересов характерна для того времени, но все равно она поражает.

Из 250 сочинений Плутарха до наших дней сохранилась только треть. Правда, полагают, что в каталоге его произведений, составленном его сыном (из пятерых детей Плутарха в живых остались только двое), не все принадлежит Плутарху. И тем не менее все они находят себе читателей. Ученых прежде всего интересуют его научно-популярные сочинения, посвященные философским темам и вопросам этики. Их осталось примерно восемьдесят, и они частично объединены под заголовком «Этика» («Moralia») или «Нравственные сочинения».

Для широкого же читателя интересны прежде всего биографии Плутарха, известные как «Сравнительные жизнеописания». Писатель не просто рассказывает историю жизни конкретного человека — он разворачивает перед читателем величественную панораму целой эпохи.

Свое название это произведение получило благодаря композиции. За небольшим исключением, Плутарх рассказывал то о греческом, то о римском герое. Получались парные биографии, сам подбор которых определял авторскую характеристику героя («Александр и Цезарь», «Демосфен и Цицерон»). Иногда Плутарх вводит специальную главу — «Сопоставление», где дает дополнительную оценку героев и высказывает свое к ним отношение.

Считается, что до наших дней дошло 46 параллельных жизнеописаний и 4 — отдельных. Кроме того, восемь жизнеописаний до нас не дошло. Характер этих сочинений по стилю и по методике чрезвычайно сложен, как и все то, что писал Плутарх. Здесь можно найти и строго исторические сведения, и отступления моралистического характера, и яркие портретные характеристики, и философские размышления, и просто занимательные рассказы на разные темы.

Тем не менее исследователи считают, что «Жизнеописания» — первая в истории человечества художественная биография. Дело в том, что прием сравнения разных по характеру героев, придуманный Плутархом, позволил ему не просто описать их, но и привлечь внимание читателя к определенным чертам, сгруппировать их так, чтобы личность стала более глубокой, яркой и запоминающейся. Любопытно, что при этом Плутарх акцентирует внимание не на портрете героя, а на анализе его внутреннего мира. Но он еще не мог до конца раскрыть сложность поведения человеческой личности, показать, как она формируется под влиянием тех или иных обстоятельств, или, может быть, просто не ставил себе такой цели.

«Сравнительные жизнеописания» принадлежат к тем книгам, которыми восхищались на протяжении всех последующих веков. Вот почему они вызвали столько подражаний, о которых теперь никто и не помнит. Однако заимствованные у Плутарха сюжеты продолжают жить и в трагедиях Шекспира («Кориолан», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»), и в комедиях Б. Шоу, а его прием сравнительной характеристики персонажей был впоследствии развит Л. Толстым.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!