Покрасс Дмитрий Яковлевич
(1899-1978) российский композитор и дирижер
Дмитрий Покрасс родился в Киеве в многодетной семье Якова Покрасса, продавца и совладельца колбасного магазина. Дмитрий был младшим из трех братьев. Главным увлечением в семье была музыка, отец самостоятельно освоил скрипку, был известен в еврейской общине как талантливый скрипач-импровизатор, его часто приглашали играть на свадьбы и праздники. Сыновья унаследовали музыкальные способности Якова Покрасса.
Когда Дмитрию исполнилось пять лет, отец и старший брат стали учить его играть на скрипке. Позже братья составили своеобразное самодеятельное трио, его руководителем был брат Самуил, в то время начавший обучение в Киевском музыкальном училище.
Во время летних каникул братья зарабатывали деньги игрой на свадьбах и праздничных гуляньях. Во время учебы в гимназии Дмитрий перешел от скрипки к фортепиано. В 1914 г. он закончил гимназию и отправился в Петербург, чтобы поступить в консерваторию, где уже учился его брат Самуил. Дмитрий благополучно сдал экзамены и стал студентом педагога Н. Дубасова, ученика А. Рубинштейна. Одновременно с учебой он зарабатывал игрой на фортепиано — выступал как тапер в кинотеатрах, давал концерты вместе с братом. Однако революционные события заставили его в 1917 г. прервать занятия и вернуться в Киев. Через некоторое время он продолжил занятия уже в Киевской консерватории с переехавшим из Петербурга композитором Р. Глиэром.
Новый педагог открыл у Покрасса композиторские спо-собности и помог начинающему автору поверить в свои силы. Вместе с братом Самуилом Дмитрий Покрасс создал музыкальную издательскую фирму, где выпускал эстрадную музыку: песни, романсы. Их начинают исполнять как на концертах, так и в ресторанах.
В 1918 г. Дмитрий познакомился с приехавшим в Киев исполнителем цыганских песен В. Шуйским, который в течение некоторого время пел и произведения Покрасса. Они несколько раз выступали вместе на концертах. Когда на Украине началась гражданская война, братья Покрасс вместе с Шумским уехали на Кавказ. Там пути братьев разошлись: Самуил эмигрировал в Европу, а затем в США, а Дмитрий и Даниил отправились в Ростов, где вступили в войска Первой Конной армии.
В конце 1919 г. Дмитрий Покрасс сочинил свою первую массовую песню — «Марш Буденного». Как свидетельствует документ, подписанный С. Буденным, Дмитрий становится постоянным композитором Первой Конной. Он сочиняет марши для парадов, играет на смотрах и вечерах. Чтобы увековечить память А. Пархоменко, Покрасс пишет свое первое крупное произведение — посвященную военачальнику кантату. Тогда еще он не понял, что у него прекрасно получается сочинять военно-строевые песни.
После окончания Гражданской войны братья Покрасс переехали в Москву. Вместе с Даниилом Дмитрий начинает работать в Московском мюзик-холле: пишет музыку для постановок, песни и романсы по заказам артистов. В течение десяти лет, с 1926 по 1936 год, он являлся главным дирижером Московского мюзик-холла и параллельно продолжал сочинять музыку: ряд композиций для цирка, музыку для торжественного спектакля, посвященного десятилетию советского цирка.
Но наибольшей популярностью продолжали пользоваться военные песни. В 1929 г. Покрасс получил первую премию на конкурсе, посвященном десятилетию РККА, за песню «Возьмем винтовки новые» на слова В. Маяковского. В том же году он заканчивает оперетту «Шоколадный солдатик» по пьесе Б. Шоу. В течение нескольких лет постановка шла в московском Театре оперетты.
С начала тридцатых годов, как и другие композиторы, Дмитрий Покрасс начинает работать в кинематографе. Тогда создавалось звуковое кино, и он пишет музыку к первым фильмам. В конце тридцатых годов он становится постоянным автором на студии «Межрабпом Русь». Тогда композитор окончательно избирает в качестве главного направления своего творчества массовую песню, нередко работает в соавторстве с братом. Авторами слов становятся М. Светлов («Тачанка»), М. Исаковский («Над горами тучи вьются»). Особой популярностью пользуются песни Покрасса, написанные для кинофильмов «Если завтра война», «Трактористы», «Девушка с характером». В каждой песне он находил оригинальный мелодический рисунок. Так, в фильме «Трактористы» очень удачно прозвучали песни «Три танкиста» и «Марш танкистов» с их энергичной, запоминающейся мелодией.
Иногда композитор использовал известные произведения, но в его аранжировке они звучали как оригинальные. Так, основой популярной песни «Дан приказ: ему на запад» послужила мелодия русской народной песни «Не брани меня, родная». Покрасс по-новому аранжировал произведение, изменив минорную тональность на мажорную. Песня начала звучать как призыв. Преобладание маршевых интонаций можно считать и слабой стороной мелодий Покрасса, они проигрывали в сравнении с распевными мелодиями И. Дунаевского.
С лета 1939 г. Дм. Покрасс вновь находится на службе в Красной Армии: его направляют в Западную Украину, он входит во Львов вместе с советскими войсками. Во время парада во Львове исполняется новая песня композитора «Украина моя, Украина» на слова В. Лебедева-Кумача.
В 1940 г. композитор становится главным дирижером эстрадного оркестра при Доме культуры железнодорожников. Он готовит эстрадные программы, с которыми выступает на разных концертных площадках как дирижер и пианист-импровизатор.
После начала Великой Отечественной войны композитор пытался добиться отправки на фронт, но его оставили в Москве. Он работает на радио, формирует концертные бригады, составляет для них программы и готовит сборники военных песен. Весной 1942 года Покрасс наконец добился отправки на фронт вместе со своим оркестром. С этого времени и до самого конца войны он работает на разных фронтах. Последний раз он выступил в сентябре 1945 года на параде в Порт-Артуре.
Демобилизовавшись, композитор вновь поселяется в Москве вместе с женой и сыном. Он с трудом адаптируется к мирному времени, пытается освоить новые жанры и ритмы. Ему помогал брат Самуил, присылавший из США записи модных в то время мелодий. Дм. Покрасс аранжировал их и исполнял на концертах, где выступал вместе со своим братом Даниилом.
В 1954 году, после смерти Даниила, Дмитрий Покрасс прекратил концертные выступления, сосредоточившись на композиторской деятельности. Его последними крупными работами становятся мюзикл «Красные дьяволята» (1961) и музыкальное оформление к спектаклю «Конармия». Они идут в Театре имени Н. Гоголя и в Театре имени Е. Вахтангова.
Напряженная работа над постановкой «Конармии» вместе с режиссером Р. Симоновым привела к обострению болезни глаз. В 1966 г. Покрасс полностью ослеп. Правда, композитор не прекратил сочинять музыку, он диктовал ноты своим близким. Свою последнюю песню, «Марш строителей БАМа», Дмитрий Покрасс написал к 17-му съезду комсомола в 1972 г.
Добавить комментарий