Прокопович Феофан
(1677 или 1681-1736) русский писатель и общественный деятель
В 1736 году в Петербурге побывал датский путешественник Фонхаген. Одно из самых ярких впечатлений произвела на него встреча с Феофаном Прокоповичем. И это не случайно, поскольку в то время вряд ли можно было найти в России более образованного человека.
Будущий писатель был сыном небогатого киевского торговца, и его путь во многом напоминал тот, который пятьдесят лет спустя прошел М. Ломоносов. О его юности практически ничего не известно, за исключением того, что мирское имя Феофана было Елисей, а фамилию Прокопович носила его мать до замужества.
Способности Елисея, очевидно, были замечены еще в начальной монастырской школе, поскольку по ее окончании он был принят в Киево-Могилянскую академию. Это учебное заведение давало не только гуманитарное, но и естественное образование. Кроме истории, богословия и философии там изучали математику, биологию и географию. Надо отметить, что уже в то время преподаватели отмечали настоящую страсть Елисея к математике. К тому же за время обучения юноша изучил несколько иностранных языков.
Из Киева Феофан Прокопович направился во Львов, чтобы продолжить образование в учебных заведениях, организованных монахами-униатами — приверженцами особой конфессии, которая сочетала в себе черты католицизма и православия.
Для этого Феофану Прокоповичу пришлось принять униатскую веру. Под именем Самойла он вначале учился во Львове, а затем отправился в Польшу и Германию, где стал студентом Лейпцигского университета. Затем Феофан Прокопович на короткий срок задержался в Иене, откуда направился в Рим. Он поступил в коллегию святого Афанасия, находившуюся в Ватикане, где в течение трех лет изучал риторику, античную поэтику, труды римских и греческих классиков. Чтобы читать старинные рукописи в подлиннике, Феофан Прокопович изучил иврит.
В 1704 году он внезапно прекращает занятия в Ватикане и возвращается в Киев. Здесь он снова принимает православную веру и становится монахом под именем Феофана. Путешествия по Европе и занятия во многих известных учебных заведениях привели к тому, что Прокопович стал всесторонне образованным человеком. Естественно, что руководство церкви не могло пройти мимо подобного факта, и его направили в Киево-Могилянскую академию, где он с 1705 года становится профессором поэтики и риторики.
Одновременно Феофан Прокопович начал и литературную деятельность. В том же 1705 году он прочитал свое первое крупное литературное произведение — трагедию «Владимир», написанную на сюжет из русской истории.
Казалось, его судьба определилась. Однако в 1709 году жизнь этого неординарного человека круто переменилась. Во время приезда в Киев Петра I Феофан произнес блистательную речь и был представлен царю. Тот увидел в ученом необходимого ему человека. Петр распорядился, чтобы Феофана Прокоповича вызвали в Петербург. По-видимому, царю понравился и оказался созвучным антицерковный пафос его трагедии.
Кроме того, царя не могли не удивить и ораторские способности Феофана. Но главное — та услужливость образованного человека, которую впоследствии враги Прокоповича называли беспринципностью.
Феофан Прокопович вскоре становится ближайшим сподвижником Петра I. Ему довелось проводить в жизнь одну из самых трудных реформ — реорганизовывать русскую православную церковь. В 1718 году Феофан Прокопович пишет свой первый фундаментальный трактат «Слово о власти и чести царской». Он утверждал, что царская власть не только дана народу Богом, но и обусловлена согласием подданных. Поэтому, как отмечал Феофан Прокопович, даже если бы у самого государя был отец, то он в силу царской власти был бы собственному сыну сын. Следовательно, власть царя беспредельна, и не может быть никого, кто бы не был ей подчинен.
Феофан Прокопович считался прекрасным оратором, он любил и умел выступать на публике. В своих речах и проповедях, которые он произносил по различным торжественным случаям, он прославлял Россию и призывал милость Господа на страну и ее царя.
В 1721 году Феофан Прокопович становится духовным главой Синода — нового учреждения, основанного Петром I. Этот коллегиальный орган должен был заменить патриарха и навсегда подчинить церковную власть власти государственной. Чтобы дать в руки царя единый административный акт, Феофан Прокопович составил духовный регламент, который по сути стал первым русским законом о церкви.
Естественно, что столь активная политическая деятельность привела к тому, что у него появилось множество врагов. Одни ненавидели его за отступление от русских церковных традиций, другие — за то, что Петр сделал Феофана Прокоповича вице-президентом Синода. Но Феофан никогда не оставался в долгу перед своими обидчиками. Как сказал о нем один из современников, «не раз битый в левую щеку, он никогда не подставлял правую и не имел привычки прощать».
Впрочем, подобное поведение целиком соответствовало этике того времени. Так, стоило, например, новгородскому архиепископу Феодосию не оказать достаточного почтения Синоду, как Феофан Прокопович инспирировал донос на Феодосия, после чего того отправили в отставку и сослали в один из отдаленных монастырей.
Феофан Прокопович оказался одним из немногих придворных, которые смогли удержаться у власти и после смерти Петра I. Конечно, здесь сыграли роль его недюжинные дипломатические способности. Внешне обаятельный, любезный и общительный, он умел найти ключик к любому собеседнику, будь то государь или кто-то из придворных, А. Меншиков или даже сам Э. Бирон.
Любопытно, что всю жизнь Феофан Прокопович не изменял лишь одной страсти: он любил все прекрасное и не жалел денег на приобретение произведений искусства. Он также любил приобретать красивые книги, которые выписывал из европейских стран. К числу его покупок можно было отнести и приобретение цветов: у него был один из лучших садов в Москве.
Несмотря на преклонный возраст, этот незаурядный человек продолжал сохранять ясность ума и остроту языка. Однако суетная жизнь, возможно, и привела его к безвременной смерти. Феофан Прокопович умер, не достигнув шестидесяти лет, и был похоронен в одной из святынь русского православия — Софийском соборе в Новгороде.
Добавить комментарий