Пудовкин Всеволод Илларионович
(1893-1953) советский кинорежиссер
Принято считать, что все творчество Всеволода Илларионовича Пудовкина было чем-то вроде вдохновенного монолога, основной темой которого было прославление революции. На самом же деле вся жизнь этого талантливого человека, одного из основоположников советского кино, прошла в непрерывной борьбе за право оставаться самим собой.
Будущий режиссер родился в Пензе. Вскоре после его рождения семья перебралась в Москву, поскольку отец хотел дать образование своему единственному сыну. Хотя он был приказчиком и коммивояжером, работа в торговле не мешала его главному увлечению — искусству и, в частности, игре на скрипке. Эту же страсть от отца унаследовал и Всеволод.
После окончания Шестой московской гимназии Всеволод Пудовкин поступил на отделение естественных наук физикома-тематического факультета Московского университета, где вскоре увлекся новой наукой — физической химией. Однако закончить курс юноша не смог, поскольку началась Первая мировая война и он ушел добровольцем на фронт. Правда, воевать ему пришлось недолго, меньше года, поскольку в январе 1915 года он попал в немецкий плен и был направлен в лагерь военнопленных, находившийся в пригороде немецкого города Киля.
Пребывание в Германии стало для Пудовкина настоящей жизненной школой. Он не только освоил несколько иностранных языков (бегло заговорил на английском, немецком, французском и польском), но и окунулся в быт чужой для него страны. В Германии Всеволод Пудовкин прожил три года и только в 1918 году, когда в стране произошла революция, смог вернуться в Россию.
Время было тяжелое, и, чтобы не умереть с голоду, ему приходилось браться за любую работу. Он был делопроизводителем в военкомате, химиком в разных лабораториях и, наконец, поступил в Государственную школу кинематографии. Его первым педагогом становится известный режиссер И. Перестиани, будущий автор известной картины «Красные дьяволята». Он сразу же заметил актерские способности Пудовкина и уже на первом курсе снял его в эпизодической роли в своей картине «В дни борьбы». Успешный дебют лишний раз укрепил Пудовкина в правильности выбранного пути.
Но одновременно он понял, что ему необходимо много и долго учиться. Поэтому от Перестиани перешел в группу, которой руководил известный режиссер и актер В. Гардин. Он привлек молодого актера к работе над постановкой пьесы по роману Дж. Лондона «Железная пята». Но, работая с Гардиным, Всеволод Пудовкин не переставал думать о том, что надо искать свой собственный путь в кино.
Он перешел в группу, которой руководил известный режиссер Л. Кулешов. Она была вскоре преобразована в самостоятельную студию, и Пудовкин становится ближайшим помощником Кулешова не только в учебном процессе, но и в работе над его картинами. Он снимается в эпизодических ролях, помогает организовывать съемочный процесс. Самой известной работой, которую он сделал вместе с Кулешовым, стала картина «Приключения мистера Веста в стране большевиков». Всеволод Пудовкин был соавтором сценария, художником фильма, сорежиссером и исполнителем одной из главных ролей — авантюриста Жбана.
Тогда же он понял, что из всех кинематографических профессий его больше всего привлекает режиссура. Первые его самостоятельные работы — короткометражный фильм «Шахматная горячка» (1925) и научно-популярная лента «Механика головного мозга» (1926) стали своего рода подготовкой к большой работе, в которой Пудовкин предстал уже сложившимся художником со своим творческим почерком. Это была экранизация романа М. Горького «Мать».
Первоначально ему предложили снимать небольшую картину, в центре которой была история отца Павла Власова. Но вместе со сценаристом Н. Эфросом начинающий режиссер доказал, что роман Горького необходимо переносить на экран целиком. К съемках картины он готовился очень долго, тщательно подбирал места будущих съемок, внимательно и придирчиво выбирал исполнителей. Так, прежде чем утвердить на главную роль актрису МХАТа А. Барановскую, Пудовкин просмотрел несколько десятков исполнительниц. Точно так же он искал и второго героя, не остановившись перед тем, чтобы пригласить мало кому тогда известного Н. Баталова, чей племянник А. Баталов через несколько десятилетий сыграет в фильме по тому же произведению Горького.
Всеволод Илларионович Пудовкин снимал картину вместе со своими постоянными помощниками. Главным из них был известный оператор А. Головня. Начиная с этой картины он стал постоянным сотрудником Пудовкина. Именно Головня нашел замечательный образный ряд фильма, применив параллельный показ актерских игровых сцен с картинами природы.
После триумфального успеха картины «Мать» в 1926 году Пудовкин снимает ставший классическим фильм «Конец Санкт-Петербурга». В нем режиссер впервые сделал полноправным участником действия городской пейзаж, на фоне которого проходят практически все сцены картины.
Над своими фильмами Всеволод Пудовкин работал практически без перерывов, начиная подготовку, а то и съемки следующей картины в процессе завершения предыдущей. Так, еще до окончания работы над фильмом «Конец Санкт-Петербурга» в 1927 году у него возник замысел экранизации небольшого рассказа сибирского писателя И. Новокшенова о Гражданской войне. Однако, когда Пудовкин прочитал сценарий, написанный О. Бриком, замысел стал совершенно иным. И пришлось ставить масштабную ленту о революции в Монголии. Фильм «Потомок Чингисхана» (1928) также вошел в золотой кинофонд.
Казалось бы, творческая биография Всеволода Илларионовича Пудовкина складывалась вполне благополучно. Он был признан, его фильмы шли во многих странах мира, и ничто не предвещало провала. И тем не менее первая звуковая картина режиссера — фильм «Дезертир», снятая в 1933 году, — оказалась менее интересной, чем все предыдущие работы. Дело заключалось и том, что Пудовкин пытался механически перенести приемы работы из немого кино в звуковое. Оказалось, что нужно учиться заново.
Поэтому в конце тридцатых годов он резко меняет сферу своих интересов и переходит от изображения современности к историческим лентам: собирается экранизировать роман Льва Толстого «Анна Каренина». Однако руководство Кинокомитета отвергает это предложение, и Пудовкин вынужден подчиниться, так как все равно не получил бы финансирования картины. Лишь много лет спустя роман будет экранизирован режиссером А. Зархи.
Первой его работой нового направления становится фильм «Минин и Пожарский» (1939). Всеволод Пудовкин создал яркий и увлекательный рассказ о далеком прошлом. Режиссер отказался от нарочитой плакатности и сделал каждую сцену предельно конкретной, насытив ее тщательно подобранным реквизитом. Даже костюмы актеров шились не по эскизам художников, а по образцам, взятым из музеев. Вслед за этой картиной Пудовкин снимает фильм «Суворов» (1941), открывая галерею кинорассказов о великих полководцах России. Пудовкин долго не соглашался начать работу над картиной, поскольку не мог найти исполнителя главной роли. Только после того, как он увидел малоизвестного тогда московского актера Н. Черкасова, внешне похожего на Суворова, образ великого полководца сложился в его художественной концепции.
С начала войны Всеволод Пудовкин работает над боевыми киносборниками, а в 1942 году экранизирует пьесу К. Симонова «Русские люди». Эта картина с успехом прошла не только в СССР, но и в США и Англии. После ее премьеры в Америке известный американский предприниматель и кинорежиссер А. Корда предложил Пудовкину работу над экранизацией романа Л. Толстого «Война и мир».
Пудовкин с большим энтузиазмом начал работу над сценарием. Предполагалось, что он должен был не только ставить картину, но и играть в ней роль Пьера Безухова. Однако по не зависящим от режиссера обстоятельствам работа над картиной была прервана, и фильм поставил известный американский режиссер О. Уэллс.
В послевоенные годы Всеволод Илларионович Пудовкин вновь вернулся к историческому жанру и снял две картины — «Адмирал Нахимов» и «Жуковский».
После завершения работы над картиной о Нахимове вышло известное постановление ЦК, в котором еще не показанный зрителям фильм был подвергнут серьезной критике. Столь резкая оценка тяжело отразилась на внутреннем самочувствии режиссера, но он нашел в себе силы продолжить работу и подготовил новый вариант картины, уже в двух сериях, который и вышел на экраны.
Последней работой Всеволода Илларионовича Пудовкина стала картина «Возвращение Василия Бортникова» — экранизация романа Г. Николаевой «Жатва». Первоначальный сценарий ему не понравился, и только после того, как он был переписан известным писателем и режиссером Е. Габриловичем, Пудовкин взялся за работу. Но воплощение навязанной ему темы обернулось рядом художественных просчетов, и сегодня картина выглядит наивной и устаревшей.
Женой Пудовкина была актриса А. Земцова, с которой он познакомился во время съемок фильма «Шахматная горячка».
Добавить комментарий