Путилов Николай Иванович

(1816-1880) русский предприниматель, математик и изобретатель

Современники свидетельствовали, что Николай Иванович Путилов отличался живым и деятельным характером, имел разносторонние интересы, легко увлекался новым и необычным. Ему принадлежит несколько открытий в совершенствовании методики рафинирования и обезуглероживания металлов, по их сращиванию и штамповке. Он же придумал способ утилизации старых рельсов, использовав их при постройке заводских помещений.

Хотя один из известных заводов Петербурга ныне носит имя С. Кирова, коренные петербуржцы не задумываясь называют его Путиловским, по имени бывшего хозяина и основателя предприятия. Завод является не только ведущим предприятием машиностроительной промышленности — он стал частью живого организма большого города. Именно с Путиловского завода началась первая в стране революция 1905 года. Обычно подобные заводы вырастали на основе небольших перерабатывающих предприятий. Чаще всего их основателями были выходцы из крепостной среды, сумевшие уйти на «вольные хлеба», получив вольную.

Судьба владельца будущего завода оказалась совершенно иной. Николай Иванович Путилов родился в небогатой, но родовитой семье, ведшей свою генеалогию от новгородских дворян. В соответствии с семейными традициями старший сын в семье должен был стать военным. Поэтому с 1830 г. Николай воспитывался в морской роте Александровского кадетского корпуса, в 1832 г. был переведен в Морской корпус и закончил его в звании мичмана. Образование он завершил в офицерских классах Морского кадетского корпуса (впоследствии Николаевская морская академия).

Завершив курс, Николай Путилов был произведен в лейтенанты и назначен преподавателем астрономии и навигации в гардемаринских классах при морском корпусе. Одновременно он читал лекции по математике на подготовительных курсах. Преподавательскую деятельность Путилов сочетал с интенсивными занятиями наукой. В 1840 г. он выступил со статьей, в которой дал оригинальное толкование ошибки французского математика А. Коши, совершенной им в работе над интегральным исчислением. Публикация молодого мичмана в журнале «Маяк» вызвала интерес академика Михаила Васильевича Остроградского. Он пригласил Путилова провести совместные вычисления и опубликовал итоги их работы в «Записках Императорской Академии наук».

Однако напряженная работа сильно подорвала здоровье Николая Путилова. По совету врачей ему пришлось оставить педагогическую и научную деятельность, переехать в город с подходящим климатом. Путилов поступает в южный округ корпуса инженеров военных поселений и начинает изучать новое для него строительное дело. Только в 1848 г. он возвращается в Санкт-Петербург и занимает должность чиновника по особым поручениям при директоре кораблестроительного департамента, знакомится с практикой кораблестроения.

Во время Крымской войны, когда соединенный флот Англии и Франции блокировал Кронштадт, по повелению генерала-адмирала великого князя Константина Николаевича Путилов был назначен уполномоченным по сооружению в Петербурге канонерской флотилии и нескольких корветов. Одновременно он руководил строительством плавучих доков и ремонтных мастерских, расположенных на пороховом заводе, а осуществляя, таким образом, полный цикл постройки и обслуживания судов.

Обладая аналитическими способностями, Николай Иванович Путилов оказывает помощь адмиралу графу Е. Путятину и адмиралу А. Попову в постройке плавучих батарей. Они превосходно защищали город на случай будущих возможных нападений. Именно Путилов смог сохранить память о событиях, издав на свои средства тридцать семь томов «Сборника известий о войне 1853—1855 гг. ».

Его деятельность не осталась незамеченной: в 1855 г. он был назначен старшим чиновником по особым поручениям кораблестроительного департамента, а через два года получил чин коллежского советника. Со временем Николай Путилов заслужил репутацию делового человека и прекрасного организатора, способного в короткий срок наладить производство небольших, но весьма боеспособных военных кораблей. За строительство подобного типа кораблей ему вручили серебряный лавровый венок.

Как истинный патриот, Путилов понял, что необходимо развивать собственное производство железа, причем строить завод нужно неподалеку от промышленных районов. Он руководил постройкой трех заводов в районе Сайминской водной системы, выплавлявших ежедневно до 200 тысяч пудов железа и стали. Опыты по выплавке стали из болотных руд в Финляндии прошли успешно. Изготовленные из них котельные листы превзошли по качеству аналогичные, поставлявшиеся с английского завода Лоу-Мура.

В 1864 г. Николаем Ивановичем Путиловым совместно с инженером Обуховым и подрядчиком Кудрявцевым был основан сталепушечный завод «Обуховский», начавший выпуск бронепробивающих снарядов и орудий больших калибров. Когда в шести-десятые годы в Европе появились чугунные закаленные снаряды Грюзона, Путилов модернизировал их. На основе собственной технологии он начал выпускать снаряды из быстроохлажденного чугуна сначала на Самсоньевском, а позже на Невском заводе.

Следующая новация Путилова оказалась связанной с выпуском на небольшом заводике «Аркадия» нового типа рельсов для железных дорог. Обычно их делали из высокосортной стали, что удорожало производство и усложняло технологию. Промышленник нашел выход из положения. Впервые в мировой практике рельсы вначале прокатывались из железа, а головку изготовляли из стали. Ему удалось удешевить продукцию и увеличить производство. Рельсы даже были прозваны путиловскими, в течение длительного времени они встречались на железных дорогах России. Они выдержали самые тщательные проверки и получили высокую оценку специалистов.

В начале января 1868 г. правительство передало Николаю Ивановичу Путилову бывший Огаревский зарод и заключило с ним контракт на изготовление сначала железных, а затем и комбинированных рельсов. Полученные за заказы деньги вскоре позволили Путилову выкупить завод в собственность. Всего через восемнадцать дней на Огаревском заводе были выпущены первые рельсы. Этот завод и стали впоследствии называть Путиловским. Он стал основным делом жизни предпринимателя. Со временем продукция завода была удостоена высших наград России — двух государственных гербов.

Не останавливая производство, Николай Путилов начал полную реконструкцию своего завода. Он руководил всем процессом перестройки и запуска, не скупился на затраты, приглашал к себе самых лучших специалистов. Дотошный и требовательный предприниматель вербовал рабочих из крестьян.

Путилов стремился быстро и эффективно извлечь максимальную прибыль, осуществляя только самую необходимую реконструкцию. В частности, на заводе изначально отсутствовала даже примитивная вентиляция. Но со временем цеха были оснащены современной калориферной системой, обеспечивающей летом прохладу, а зимой тепло.

Николай Иванович Путилов стремительно вел работы по расширению предприятия, основанного в начале XIX в. Через год на заводе уже было две тысячи рабочих. Там работало несколько мастерских: прокатные, литейные, механические и бессемеровские кузницы. В семидесятые годы было начато строительство сталелитейной и мартеновской мастерской.

В 1870 г. на Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге и первом Всероссийском съезде промышленников Путиловский павильон признали одним из лучших. Рельсы, изготовленные им, оказались дешевле и лучше по качеству, чем иностранные. Не случайно на выставке их расставили в виде лучей солнца, символически показав освобождение России от иностранной зависимости.

Запустив производство, Николай Путилов стал постепенно налаживать его на современный лад. Первоочередной задачей становится обучение рабочих. С этой целью при заводе открывается школа и вечерние классы для взрослых, где преподают черчение, геометрию, технологию. Подобных школ в Санкт-Петербурге в то время не было. Вскоре школа получила статус технического училища. Организационными вопросами школы занималась супруга Путилова Екатерина Ивановна. Она же начала создавать школьную библиотеку. После смерти мужа Екатерина Ивановна осталась попечительницей училища, оказывала материальную помощь образовательным учреждениям и библиотеке. Традиция опекунства сохранилась и при новых попечителях.

Николай Иванович Путилов налаживал быт рабочих, начал строительство общежитий и больниц, изыскивал средства к упорядочению снабжения продовольствием. При заводе было организовано общество потребителей. Со временем оно разрослось: появились четыре магазина, столовая, дровяной склад и квасоварня. Одновременно Путилов продолжал заниматься расширением производственных мощностей, наращивал выпуск продукции, увеличивал ассортимент.

В 1870 г. в прокатной появился бессемеровский конвертор для литья стали и артиллерийских снарядов, которые изготавливали по технологии Николая Путилова. На испытаниях они превзошли по качеству снаряды Круппа.

Ассортимент выпускаемой на заводе продукции постоянно расширялся: здесь изготавливались перекрытия и опоры для мостов, инструменты, узлы для паровозов, разнообразные вагоны, как грузовые, так и пассажирские. Тогда же приступили к закладке каменной механической мастерской для производства собственных паровозов. Она была запущена в эксплуатацию через четыре года. Чтобы не зависеть от поставщиков, Путилов заложил железнодорожную ветку, которая соединила предприятие с главными магистралями России. К этому времени завод считался одним из старейших и практически самым крупным металлургическим предприятием России.

Поступавшие заказы требовали увеличения производства, поэтому были сооружены новые сталелитейные печи и налажен выпуск стальных рельсов, пришедших на смену комбинированным. Чтобы покрыть затраты, Николай Путилов организовал в 1873 г. акционерное общество и добился его утверждения как юридического лица.

Предприятие остро нуждалось в новых площадях. Одновременно промышленник начал работы по предохранению территории от затопления во время наводнений. Он хотел также создать коммерческий порт в Санкт-Петербурге, что требовало огромных капиталовложений. Осознавая необходимость проведения в жизнь идеи Путилова, правительство, промышленники и финансисты, однако, не стремились поддержать ее, поскольку не хотели господства Путилова в экономике страны.

Для реализации своей идеи, Николай Иванович Путилов хотел взять заем у немецко-русского торгово-промышленного банка, однако в Европе наступил промышленный кризис, и банк отказал в кредитах. Тогда Путилов решает использовать аванс, полученный на производство паровозов, а долг отдать за счет реализации вагонов. Но в Россию также приходит кризис, строительство железных дорог сокращается. Путилов мог сократить производство или закрыть завод. Он выбирает третий путь: предлагает рабочим работать в долг. Получив деньги для оплаты строительных материалов, Николай Путилов раздает их в качестве зарплаты.

Медленно, но постепенно он пытался продвигать сооружение порта, незадолго до его смерти были начаты работы по перекрытию морского канала от Кронштадта до Петербурга. Одновременно сооружались бассейны и склады, строилась железнодорожная ветка. Путилов собирался соединить в единое целое три пути — морской, речной и железнодорожный.

К сожалению, ему не удалось увидеть результаты своего труда. Согласно завещанию предпринимателя, его должны были захоронить на взморье. Тысячи рабочих пришли проводить Николая Ивановича Путилова в последний путь, они несли его гроб на руках. Позже его останки перезахоронили.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!