Равель, Морис
(1875-1937) французский композитор
Жизнь Равеля не изобиловала интересными событиями. Он родился в небольшом французском городе Сибо на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец, инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну.
В 1889 году Морис Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль Берио, известный пианист того времени.
Интерес к композиции возник у Равеля после встречи с другим известным композитором — Рикардом-Виньесом. Во время занятий с ним он переиграл огромное количество произведений. Видимо, после этого у юного Мориса и возникло стремление к сочинительству. На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю-Форе. По его инициативе Морис Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии — «Хабанеру», «Павану на смерть инфанты» и «Античный менуэт».
После окончания консерватории он выбирает путь свободного художника. За небольшой период с 1900 по 1914 год Равель пишет множество сочинений в самых различных жанрах: оперу «Испанский час», балеты «Дафнис и Хлоя», «Аделаида», «Сон Флорины», а также инструментальные сочинения — «Игра воды», «Отражения», «Призраки ночи».
Все они отличались яркой изобразительностью. Морис Равель создает с помощью звуков законченные картины, подобно тому как художник рисует их красками. Однако такая музыка была непривычна, и жюри дважды отклоняло сочинения в конкурсах на соискание большой Римской премии. По их результатам победителю присуждалась престижная стипендия, которая предполагала трехлетнюю стажировку в Италии.
Только после того, как в защиту Равеля выступили крупнейшие деятели культуры Франции Ромен Роллан и Г. Форе, ему была присуждена долгожданная премия.
В начале Первой мировой войны он хотел отправиться на фронт, но призывная комиссия отказала ему из-за маленького роста. Отчаявшись попасть на передовую, Равель устраивается служащим на военный аэродром, а затем уезжает на фронт водителем грузовика. Он пробыл на фронте более года и после двух тяжелых ранений был демобилизован.
После войны Морис Равель возвращается в Париж и входит в состав так называемой «шестерки» — группы крупнейших французских композиторов. Они стремились отражать в своей музыке события, происходившие перед их глазами. Подобная непосредственность восприятия привела к тому, что в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к инструментальным пьесам и пишет цикл сюит «Гробница Куперена».
К этому же времени относится его знакомство с Сергеем Дягилевым, русским антрепренером, организатором «Русских сезонов» в Европе. Дягилев ставит балет Равеля «Дафнис и Хлоя» с великим танцовщиком В. Нижинским в главной роли и заказывает ему еще один балет, который поставил под названием «Вальс». Его музыка оказалась настолько интересной, что после театральной постановки балет стали исполнять как самостоятельное симфоническое произведение.
В эти годы Морис Равель становится самым известным французским композитором. Однако популярность настолько раздражала его, что он уехал из Парижа и поселился в местечке Монфор-Ламори. Правда, отъезд из Парижа вовсе не означал, что Равель отказался от творческой деятельности. Он много ездил с концертами, побывал в Италии, Голландии и Англии. Везде ему оказывали самый восторженный прием.
По заказу русского дирижера С. Кусевицкого Морис, Равель инструментовал «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского.
Любопытно, что, наряду с классикой, он обращается и к современной музыке. Побывав на концертах негритянского джаза в Париже, композитор написал сонатный цикл «Блюз», в котором использовал мотивы негритянского фольклора.
Одновременно он работает над таким всемирно известным произведением, как «Болеро», где пытается соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел его сочинения принадлежал известной балерине Иде Рубинштейн. Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки.
Вот почему музыка Равеля сразу же привлекла внимание крупнейших танцовщиц того времени. Наиболее известно выступление в этом балете известной русской балерины Анны Павловой, включившей затем его в свой репертуар.
Традиционные музыкальные формы не удовлетворяли Равеля, и в 1925 году он завершил новаторское произведение, названное им оперой-балетом, — «Дитя и чудеса». В нем он показал мир глазами ребенка, одушевляющего окружающие его вещи. Наряду с традиционными Равель использовал и инструмент собственного изобретения — элиофон, который позволял имитировать порывы ветра.
Для того чтобы придать особую комичность происходящему на сцене, в некоторые эпизоды он ввел современные ритмы: например, дуэт чайника и чашки написан в форме фокстрота.
Балет сразу же был поставлен, но оказался очень трудным для исполнения, поскольку требовал одновременного участия оперных и балетных исполнителей, поэтому недолго удержался на сцене.
В 1932 году Морис Равель вновь совершает концертную поездку по Европе вместе со своей женой, знаменитой пианисткой Маргаритой Лонг. В это время он начинает работать над новым произведением — балетом «Жанна д'Арк». Однако после того, как он попал в автомобильную катастрофу, его здоровье резко ухудшилось, и композитор был вынужден отказаться от этого замысла.
Последнее произведение Равеля — «Три песни» для первого звукового кинофильма «Дон Кихот». Они были написаны по просьбе знаменитого певца Федора Шаляпина. Обращение тяжело больного композитора к новому в то время жанру музыки для кино было своеобразным гражданским подвигом.
Морис Равель скончался 28 декабря 1937 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез — месте захоронения великих людей Франции.
Добавить комментарий