Рембрандт Харменс Ван Рейн
(1616-1669) голландский художник
Рембрандт Харменс Ван Рейн занимает совершенно особое место в голландской живописи. Как никто другой, он сумел раскрыть внутренний мир обычного человека, передать на холсте его сложные душевные переживания.
Он родился в Лейдене, в семье мельника Харменса Ван Рейна. Рембрандт рано начал рисовать. Однако по настоянию родителей ему пришлось поступить в Лейденский университет. Проучившись там всего три года, он покинул университет и поступил учеником в мастерскую к известному художнику Яну Сваненбургу.
После трехлетних занятий у Сваненбурга он отправился в Амстердам, где еще два года учился у амстердамского художника Питера Ластмана. В это время Рембрандт близко сошелся с художником Яном Ливенсом (1607—1674), ставшим его другом и спутником на многие годы. Несколько месяцев он занимался и у известных художников того времени братьев Яна и Якоба Пинасов.
Вместе с Ливенсом, Рембрандт вернулся в Лейден. Некоторое время у художников даже была общая мастерская. Там и были написаны первые большие картины Рембрандта, преимущественно полотна на библейские сюжеты — «Принесение во храм» (1628), а также портреты близких и немногочисленных в первое время заказчиков.
Кроме живописи он также занимался офортом, технику которого значительно усовершенствовал. В 1632 году Харменс Рембрандт приезжает в Амстердам, где вскоре женится на Саскии Ванейлинборг.
Тридцатые годы XVII столетия были наиболее счастливым и спокойным периодом в его жизни. Число заказов на портреты непрерывно увеличивалось. Особенно удавались Рембрандту групповые портреты.
Одним из лучших является портрет, на котором изображен известный ученый того времени доктор Тюльп. Художник написал его в анатомическом театре, окруженным учениками. Известность Рембрандта постепенно растет, и у него даже появляются ученики. Так, в 1628 году у него занимался известный голландский художник Герард Дау (1613-1675).
К этому же времени относится целый ряд портретов жены Саскии. Она была его самой любимой моделью. Так, на картине «Флора» Рембрандт изобразил Саскию незадолго до рождения их сына Титуса. Не менее интересен и «Автопортрет с Саскией» (1634). Поднимая бокал и обратившись к тем, кто смотрит на картину, художник как бы предлагал зрителям разделить его безмерную радость и счастье.
В своих портретах Харменс Ван Рейн Рембрандт открыл совершенно новые принципы использования светотени: например, в картине «Ночной дозор» (1642) он отказался от традиционного расположения всех участников по одной линии. Художник написал группу заказчиков в движении, когда, освещенные неровным светом факелов, они выходят на площадь. В результате получился не обычный по типу групповой портрет, а динамичная и убедительная сцена. Любопытно, что заказчики этого не поняли и потребовали от художника, чтобы он одинаково тщательно выписал каждое лицо.
В том же 1642 году Рембрандт переживает большое несчастье: умирает его любимая Саския. В память о ней он написал знаменитую картину «Давид и Ионафан» (1643), своеобразную сцену прощания двух людей, расстающихся навеки. Свое отношение к жене художник выразил и в портрете «Святое семейство» (1645). Поразительно, что Рембрандт пользуется светлыми красками, таким образом выражая свое убеждение, что жизнь и смерть едины и все люди когда-нибудь соединятся на небесах.
Важной особенностью творчества Харменса Рембрандта является также преобладание в нем библейских и мифологических сюжетов. Шедевром является картина «Даная», моделью для которой послужила Саския, а в одном из слуг художник изобразил самого себя. Цветущая молодая женщина свободно раскинулась на ложе, символизируя этим радость бытия, наслаждение каждым прожитым днем. Такое отношение к обнаженной натуре мы находим у немногих художников, в основном у тех, кто является последователями Рембрандта.
В пятидесятые годы Рембрандт женился вторично на Хендрике Стоффельтс, которая также становится моделью для ряда жанровых картин. Скрытый авто-биографизм всегда отличал творчество Рембрандта, он часто рисовал самого себя на картинах. Интересно, что он стал первым художником, который проследил изменения своей внешности на протяжении ряда лет.
В 1658 году Харменс Рембрандт был объявлен несостоятельным должником. Чтобы рассчитаться с долгами, художнику пришлось продать дом и переехать в пригород Амстердама. Именно там прошли последние десять лет его жизни.
Основной картиной этого периода стало «Возвращение блудного сына» (1669). На этой картине Рембрандт изображает себя в облике отца, но его черты угадываются и в облике блудного сына. Несмотря на свою старость, художник оставался молодым душевно, эту основную мысль он и передал в последней, прощальной картине-завещании.
Трагически одинокий, покинутый всеми Харменс Ван Рейн Рембрандт умер в крайней нужде и был похоронен на кладбище для бедняков.
Добавить комментарий