Рерих Елена Ивановна

(1879-1955) основатель учения Живой Этики (Агни Йоги)

Люди во всех странах мира восхищаются картинами Николая и Святослава Рерихов, знакомы с исследованиями Востока Юрия Рериха, но почти ничего не знают еще об одном члене этой удивительной семьи — Елене Ивановне Рерих.

То, что она была лидером в семье Рерихов и оказала огромное духовное влияние на них, признавал и ее муж. Николай Константинович, и их сыновья, Святослав и Юрий. Однако Елена Ивановна была не только хозяйкой большой семьи, женой и матерью, но и разработчиком одного из самых интересных учений, которое называется Живая Этика (Агни Йога).

Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова) родилась 12 февраля 1879 года в знатной дворянской семье в Петербурге. По материнской линии она принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых (была правнучкой великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, а также двоюродной племянницей выдающегося композитора Мусоргского).

Такое родство говорит прежде всего о том, что девочка имела все возможности для духовного и культурного развития. Она и воспользовалась ими в полной мере, уже с раннего детства обнаружив интерес к знаниям, прежде всего к философии, и проявив неплохие музыкальные способности. Елена и характером отличалась от своих сверстниц: она обладала необычно тонким душевным складом и покоряла всех своим обаянием и красотой.

Светская жизнь, которую с удовольствием вели ее родственники, Елену интересовала мало. Она казалась домоседкой и еще с юности мечтала выйти замуж за человека, причастного к искусству, чтобы всю жизнь помогать ему в работе.

Родственники посмеивались над ее возвышенным, романтическим настроением, однако все случилось именно так, как она мечтала. В1899 году Елена познакомилась с молодым, но уже достаточно известным художником Николаем Рерихом, а через два года обвенчалась с ним в церкви Петербургской Академии художеств. Через год в семье родился первый сын, Юрий, а в 1904 году второй сын, Святослав.

Елена Ивановна с большой ответственностью относилась к своим материнским обязанностям, занималась устройством семейного быта, однако это не мешало ей находить время для творчества. Она и в самом деле начала помогать мужу в его работе. После свадьбы они много путешествовали по старинным русским городам, и Елена Ивановна овладела искусством реставратора старинных полотен, принимала участие в археологических раскопках.

Тогда же она начала интересоваться философскими учениями Востока. Она читала труды восточных философов, знакомилась с легендами, и постепенно ее интересы сосредоточились вокруг проблемы, связанной с «Сердцем Азии» — священной страной Востока и обителью общечеловеческого братства — Шамбалой.

В 1916—1918 годах Николай Рерих опасно заболел, и семья приняла решение поехать в Индию. Елена Ивановна надеялась, что муж излечится там, и оказалась права. Кроме того, в этом путешествии они хотели подтвердить свою гипотезу о глубинном исконном родстве индийской и русской культур и познакомить своих соотечественников с восточными учениями о человеке и Вселенной.

Их путь в Индию продолжался несколько лет. Они побывали в Европе и Америке, где вели большую просветительскую работу по пропаганде русского искусства, создавали международные культурные учреждения. Еще в Европе Елена Ивановна начала делать свои первые записи, которые положили начало ее учению Живой Этики и впоследствии вошли в первую книгу Живой Этики — «Зов».

В продолжение пяти лет, с 1923 по 1928 год, Елена Ивановна вместе с мужем и старшим сыном совершает знаменитое трансгималайское путешествие по Центральной Азии. Она оказалась первой в Европе женщиной, которая сумела преодолеть двадцать пять тысяч километров через обледенелые перевалы и горные хребты, не испугавшись ни пятидесятиградусных морозов, ни разбойничьих нападений тибетских племен. Оттуда они заехали на родину, и Н. К. Рерих передал советскому правительству духовное послание гималайских махатм.

После этого они снова вернулись на Восток и поселились в долине Кулу на севере Индии. Елена Ивановна становится почетным президентом международного института Урусвати, который был создан стараниями всей семьи.

Здесь она прожила около двадцати лет, вплоть до смерти мужа в 1947 году, работая над многотомными записями нравственно-духовного учения Агни Йоги — Живой Этики. Последние семь с половиной лет она вместе со старшим сыном жила в небольшом индийском городке в Восточных Гималаях — Калимпонге. Здесь Елена Ивановна продолжила свои записи, а также вела большую переписку с рериховскими обществами Живой Этики в разных странах мира.

Живая Этика — это возвышенное и в то же время очень практичное и конкретное учение о том, как человек может совершенствовать сам себя. Уже в названии указаны два направления этого совершенствования — этическое очищение и пробуждение неиспользованных природных ресурсов в человеке, овладение скрытой энергией психики («огненной», или психической, энергией).

Согласно Живой Этике, каждый человек может овладеть психической энергией, если воспитает свое сердце и душу, расширцт сознание и раскроет творческий потенциал мысли. Агни Йога содержит и новые принципы медицины, и новый подход к науке, и новую экологию, которая должна строиться на улавливании тончайших малоизученных связей между человеком и природой. Совершенствуя себя, человек может изменить к лучшему духовную атмосферу планеты. По мнению Е. И. Рерих, огромную роль в этом может и должна играть женщина. Она писала: «Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины. Грядущее время снова должно, как в лучшие времена человечества, предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным спутником и сотрудником.

Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы в значительной мере являются следствием порабощения и унижения женщины. Страшное падение нравственности, болезни и деградация некоторых народностей имеют в основании рабскую зависимость женщины. Но женщина-раба может дать миру только рабов... Велика справедливость космическая! Унижая женщину, мужчина унизил себя! В этом нужно искать объяснения скудости проявления мужского гения в наши дни».

Елена Ивановна Рерих имела право писать и говорить так. Она на своем опыте и на опыте своей семьи убедилась и убедила всех, насколько важная роль отводится женщине в семье и в духовном воспитании детей. Все члены семьи Рерихов называли ее своим светлым гением. Николай Константинович посвятил своей жене многие картины и книги. Очень высоко ценили материнскую любовь и сыновья Е. И. Рерих, они всегда говорили, что без помощи «матушки» им не удалось бы достичь и малой доли того, чего они достигли. Свое духовное материнство Елена Ивановна распространяла и на посторонних людей, старясь помочь им и ободрить их.

Она мечтала о пробуждении женского самосознания и считала, что женщина не должна соревноваться с мужчиной в «разнузданности нравов» и не стремиться к эмансипации, поскольку у нее есть свое исконное начало и высокая миссия хранительницы священного огня любви и духовности. Если она это осознает, то сможет поднять не только себя и свое потомство, но и своего вечного спутника мужчину и тем самым реализовать великую миссию Матери Мира, которая несет ответственность за судьбы человечества.

Елена Ивановна Рерих оставила богатое духовное наследие, которое заключается в ее четырнадцати книгах Живой Этики, двух томах духовно-философских писем и большого количества переводов.

Ее деятельность сравнивают с деятельностью врача-естествоиспытателя нового типа, который всей своей жизнью поставил уникальный и удачный эксперимент по выживанию. Гималайские махатмы, с которыми Е. И. Рерих уходилась в постоянной связи, называли ее «Матерью Агни Йоги», а Николай Константинович, который был убежден, что на таких людях, как его жена, и держится вся Земля, называл ее «Держательницей мира».

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!