Риччи, Нина
(урожденная Мария Ньели) (1883-1970) французский модельер
Хотя Париж и слывет столицей моды, погоду здесь нередко делают иностранцы. Особая роль принадлежит итальянцам, две представительницы которых — мадам Скиапарелли и Нина Риччи — считаются одними из самых известных женщин-модельеров XX столетия.
Нина Риччи относится к тем дизайнерам, которые сами выстроили свою карьеру. Она родилась в семье сапожника по имени Анджело Ньели, который в поисках заработка решил перебраться из Турина в Монте-Карло. Он полагал, что станет шить для богатых клиентов и разбогатеет. Однако, когда его дочери исполнилось двенадцать лет, отец неожиданно умер, и девочке пришлось поступить ученицей в швейную мастерскую. Тогда и проявился ее талант мастерицы, и сшитые Марией шляпки шли нарасхват.
Теперь оставалось набраться терпения, пройти школу шитья и попробовать выбраться в люди. Трудовой путь Марии начался, когда ей исполнилось всего четырнадцать лет. Тогда она стала помощницей парижского портного, выполняя всю подготовительную работу по пошиву изделий. Одновременно вместе с сестрой и матерью Мария работает продавщицей в галантерейном магазине.
В восемнадцать лет она возглавляет пошивочное ателье, считаясь в нем первой модисткой. Еще через два года становится главным дизайнером, теперь по ее эскизам начинают шить другие портные. Но все же пока она не решается открыть свое дело.
Мария пытается устроить свою личную судьбу. Она случайно встречается с цветочником Луи Риччи и выходит за него замуж. Однако брак продолжался недолго, и теперь синьоре Риччи предстоит подниматься вверх в мир высокой моды, заботясь не только о себе, но и о маленьком сыне Роберте.
В двадцатые годы Риччи работает в Доме моды «Раффин», через десять лет она становится его совладелицей, но из-за войны и экономического кризиса его приходится закрыть.
Нине Риччи исполнилось сорок девять лет, она могла уйти на покой, деньги у нее были. Тем более что экономическая нестабильность требовала осторожности. Но Роберт убедил свою мать решиться на авантюру: в 1929 году она открывает небольшое ателье, размещавшееся всего в одной комнате на улице Капуцинов.
Оказалось, что Риччи прекрасно изучила мир моды, она сделала ставку на клиентов, предпочитавших качество экстравагантности. Хотя модели Риччи тоже были необычны, но оригинальность сочеталась в них с практичностью и жизнеспособностью. Она как бы сдерживала себя и не выходила за определенную черту, формируя вкус утонченной и знающей себе цену клиентки.
Главным же в них всегда оставался крой. Риччи создавала свои модели прямо на манекенщицах. Она хотела, чтобы платье существовало как бы отдельно от его владелицы, требуя, чтобы та его преподносила обществу. Изделие становилось многофункциональным: его можно было носить и на работу, и на званый вечер.
Небольшое изменение отделки, добавление элегантных аксессуаров превращало наряд из повседневного в праздничное одеяние. Риччи преподавала женщинам урок: «Будьте элегантными независимо от того, в каком месте вы находитесь». Она делала легкие и гармоничные изделия, точно выдерживая их по цветовой гамме.
Дом моделей «Нина Риччи» открылся в 1932 году. В первых коллекциях появились классическое платье, маленькое платье и платье-пиджак, ставшие основой. Невысокие цены и совершенство кроя позволили Дому выделиться, заявить о себе.
В 1939 году Дом «Нина Риччи» располагался уже в трех зданиях на одиннадцати этажах все на той же улице Капуцинов. Он стал представлять мужскую и женскую одежду, меховые и трикотажные изделия, разнообразные аксессуары, купальные принадлежности, кашне, носовые платки, сумки, зонты, колготки, галстуки.
Особая история связана с распространением парфюмерной продукции. В 1946 году Роберт Риччи представил первые духи «Радость для сердца». Но подлинный успех пришел через два года с ароматом «Запах времени». Рассказывают, что Роберт создал эти духи для любимой женщины, и теперь в мире каждые пять секунд кто-нибудь покупает этот аромат. Духи появились в специальном флаконе, украшенном изображением воркующих голубков. Сам запах казался знакомым и в то же время необычайно изящным. Соразработчиком выступил известный парфюмер Робер Фаброн, которому удалось создать цветочный букет из тридцати компонентов, ведущим среди которых стала гвоздика.
Впоследствии появились и другие новинки, «То здесь, то там» несут в себе аромат персика, винограда, малины, сандала, мха. «Красавицы» представляют собой коктейль из цветов, фруктов и зелени томатов. Во все духи включается запах розы.
Сама Нина Риччи развивала направление моды, предложенное К. Диором и названное им «новый взгляд». Это означало сочетание индивидуальности и неповторимости, элегантности и ложной простоты. Вместе с сыном Риччи расширяет производство. Фирма представляется десятками агентств в более чем ста странах мира, продукция продается в специальных торговых точках, практически каждый крупный город имеет свое представительство. Знак Риччи появляется и в крупных авиакомпаниях.
В фирму привлекают талантливых дизайнеров. В 1954 г. ведущим дизайнером становится бельгиец Жюль Франсуа Граэ. Созданная им коллекция 1959 года стала всемирно известной. В 1964 году Граэ сменил Джеральд Пипард. Приток свежих талантов становится постоянным. Новые модельеры помогают расширить направления, разрабатываемые домом: Кристиан Астугевиль разрабатывает общее направление линии аксессуаров, Марьям Шефер руководит бутиком прет-а-порте.
Основным предметом, на который ориентировался Дом Риччи, становится женский костюм, представленный в двух основных разновидностях — деловой или нарядной одежды. Первый тип характеризуют строгие линии, второй допускает присутствие любых драпировок (складок и фалд). Риччи никогда не отдавала приоритет какой-либо одной ткани, она шила как из плотных пальтовых тканей, так и из тончайшего шифона. Большей частью использовался классический рисунок: горох, клетка, полоска. Никогда не применялся крупный рисунок, поскольку постоянно сохранялся принцип: всего должно быть в меру.
Жокейские куртки выпускались вместе с плотно облегающими кожаными брюками, одновременно были разработаны и классические жилеты бело-черной гаммы.
После смерти Нины Риччи Дом моды переехал на престижную авеню Монтань, заняв свое место в истории европейских домов моды. За свою историю он неоднократно удостаивался престижных наград.
Дом Нины Риччи всегда отличался творческим подходом к лучшим идеям культуры XX в. Так, осенью 1998 года была представлена коллекция, куда вошли костюмы из шелка, крепсатена. В свое время похожим образом одевалась актриса Вера Холодная, носившая удлиненную юбку с высокой талией, отложные манжеты. Во время показа коллекции «Лесные феи» на подиуме появились юные барышни в коронах и средневековых нарядах из тафты и шифона, украшенных драгоценной вышивкой.
Современная посетительница салонов Нины Риччи надевает белье из тончайших кружев, носит элегантную одежду, украшенную утонченными декоративными элементами: юбку с бантом или шлейфом, поверх одежды набрасывает накидку из шифона. Обязательным элементом вечерних платьев является вышивка. Все элементы органично взаимосвязаны друг с другом. Даже стеганые куртки модельеры сумели сделать элегантными, предложив простегать их в виде своеобразного рисунка, состоявшего из средних и мелких ромбов. Идея оказалась настолько удачной, что ее повторили как известные кутюрье, так и обычные мастера.
Дом Нины Риччи обычно одевает женщину с головы до ног, а кроме того, предлагает изящные безделушки для дома, например доску, обтянутую муаром или бархатом и декорированную бронзой. На нее можно приколоть записку, фотографию или пригласительный билет.
Изделия Дома привлекают и иногда даже шокируют, но, создав интригу, модельеры не идут дальше. Так сохраняется один из принципов, обозначенный создательницей Дома, — мода должна опережать время, но не быть слишком навязчивой. Украшая женщину, мы украшаем жизнь.
Будущее Дома Нины Риччи неопределенно, поскольку высокая мода переживает не лучшие времена, даже известные модельеры сосредоточились прежде всего на пошиве одежды прет-а-порте. Профсоюз работников моды провел манифестацию возле отеля «Интерконтиненталь», где обычно проходили показы коллекций Дома, и потребовал от правительства поддержать национальное достояние. Ведь изготовление изящного вечернего платья с вышивкой требует больших затрат.
Добавить комментарий