Рид, Томас Майн
(1818-1883) английский писатель
Томасу Майн Риду было 22 года, когда он окончательно решил, что никогда не станет священником. Он поссорился с отцом, мечтавшим передать сыну свой приход, и отправился из родного крошечного Баллирони в далекую Америку. Вообще-то многие ирландцы связывали свои надежды покончить с нищей и бесправной долей в Ирландии с Новым Светом, как называли Америку. Не хотел «быть попрошайкой у дверей богача» и молодой поэт. Он верил, как и другие, что Америка — «золотое дно». Шумный и богатый город Новый Орлеан, где высадился молодой поэт, ошеломил его пестротой и контрастами.
Это была столица всех противоречий богатеющего плантаторского Юга Америки. И юноша вкусил сполна борьбы за жизнь: был торговцем, служащим на плантации, актером, школьным учителем. Но он был страстным мечтателем и любил открывать неизведанное. Томас Рид исходил весь юг Штатов и Мексику, увидел великие реки, пробирался через пустыни и плоскогорья. Видел, как индейские племена отчаянно боролись с американскими переселенцами и мексиканскими властями, как мужественные ватаги индейцев-команчей нападали на поселки и караваны, отбиваясь от отрядов полиции, защищая свою землю.
Город Филадельфия, где он поселился в 1843 году, принесет ему, начинающему журналисту, славу. В письме к отцу он писал: «Три или четыре года вел я жизнь литератора, полную борьбы. Я не сковал себе крыльев из золота, но зато поднялся к вершинам Парнаса». Его пригласила сотрудничать крупнейшая нью-йоркская газета, но началась война США с Мексикой под видом умиротворения внутри-мексиканских раздоров, и Майн Рид поспешил спасать Мексику от диктаторов. Несмотря на всплеск партизанской борьбы, Мексика, измученная внутренними распрями, не могла устоять против хорошо вооруженного войска США, и по «мирному договору» ей пришлось отдать победителям почти половину своей территории. Янки торжествовали, но многие из американских солдат сразу поняли, что это была чистая агрессия, и даже стали переходить на сторону мексиканцев.
Но Томас Майн Рид сражался отважно, при штурме Мехико храбро увлек за собой запаниковавших солдат и взял батарею неприятеля на валу. Он был застрелен, как полагали его товарищи. Но его нашли среди трупов, истекающего кровью от тяжелых ран, и спасли. И в то время, когда знакомые в США оплакивали его гибель, молодой офицер возвращался к жизни и мучительно пересматривал свои впечатления о войне.
Об увиденном и пережитом в Мексике он напишет роман «Вольные стрелки» (1848). Автор изобразит героизм американских генералов, но вместе с тем с сочувствием расскажет о мексиканских партизанах, с негодованием — о бездарных мексиканских военачальниках-карьеристах и о мародерстве американских солдат, грабящих и мирное население, и своих убитых и раненых на поле боя. Когда «ураган революции потряс троны Европы», чтобы поддержать «долгожданную свободу», Рид спешит в Венгрию. Но волна поражения революций докатилась стремительно и до Венгрии, потопив ее в крови. Когда Томас Майн Рид со своими единомышленниками высадился в Англии, реакция уже повсеместно праздновала победу.
Может быть, надежда на новый подъем революции заставила писателя осесть в Англии, в Лондоне. Здесь осталось немало бывших бойцов 1848 г. Он познакомился и очень помогал вождю венгерской революции Лайошу Кошугу, помогал эмигрантам-полякам.
Еще полный веры в осуществление былых надежд, Томас Рид печатает «Вольных стрелков», «Охотников за скальпами» (1850—1851), пытается создать трудовую земледельческую колонию, потом издает газету, но, не искушенный в практических делах, разоряется, теряет все нажитое литературным трудом.
Свои американские впечатления Томас Майн Рид отразит в лучших авантюрно-приключенческих романах, рассказав о борьбе индейцев с белыми колонизаторами, их мужестве и свободолюбии: «Белый вождь» (1855), «Оцеола, вождь семиолов» (1858).
В одном из увлекательнейших романов «Квартеронка» (1856) он покажет варварство рабовладельческого Юга, ужасы работорговли. Впервые чудовищная бесчеловечность рабства была изображена в романе Гаррет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852 г. ).
Но сторонники рабства неистовствовали и, желая опровергнуть писательницу, начали создавать один за другим романы, доказывающие благоденствие рабов и прелесть невольничества. Хотя Майн Рид внимательно следил за событиями в Америке, но при создании романа «Квартеронка» ему хотелось быть объективным, беспристрастным, не вмешиваться в борьбу аболиционистов с плантаторами. К тому же он опасался кровавого столкновения Севера и Юга. В послесловии к роману он даже написал, что книга эта «не для того, чтобы помочь аболиционистам или превознести плантаторов». Но книга писателя помимо воли автора делала свое гуманное дело: всем своим содержанием она говорила о мерзости рабовладения. Именно оно препятствует любви Эдварда и Авроры Безансон, делает их беглецами, ставит на край гибели. В том, что Север победил в борьбе с рабовладельческим Югом, немалая заслуга передовой американской литературы, в том числе и романа «Квартеронка».
Жить в Лондоне было нелегко. Но чем пасмурнее смотрело небо, чем туманнее был воздух, тем живописнее рисовал Рид техасские степи, мексиканские прерии, тем прекраснее были его смелые герои. Любовь к природе пронизывает великолепные картины животного и растительного мира Азии, Америки: «Охотники за растениями», «Ползуны по скалам», трилогия «В дебрях Южной Африки, или приключения бура и его семьи» («В дебрях Южной Африки», «Юные охотники», «Охотники за жирафами») (1855). Первую книгу африканской трилогии Томас Майн Рид посвящает детям своего друга-революционера Лайоша Кошута. И героями книги писатель делает детей — борцов за свободу и независимость буров. Рид радовался победе буров, скотоводов и фермеров над вытесняющими их англичанами. Но он гневно изображает тех буров, которые вместе с англичанами объединились в шайку Ван Ормона и преследуют молодых охотников за жирафами.
С огромным сочувствием и уважением показан мир «романтических дикарей», как сам Рид называл народы Конго, — их обычаи, традиции, типы. С интересом читаются страницы о львиной храбрости африканских воинов и мудрости их вождей. Правда, в романе «Оцеола» герой вместе с Оцеолой участвовал в самой гуще событий, а охотники за жирафами случайно подхвачены грозными событиями в Африке и потому со временем благополучно от них уклонились.
Классическим романом авантюрно-детективного жанра стал «Всадник без головы» (1866).
Уже само заглавие завораживает тревогой таинственности. Читателя ни на секунду не покидает стремление узнать, разгадать, открыть тайну. И на его пути к этому открытию — и преследования, и дуэль, и клятва мести, и загадочное исчезновение, и лужа крови, и меченая пуля, и схватки с койотами, и выстрел дьявола, и отравленный поцелуй, и погоня, и, наконец, обезглавленный труп. Все заканчивается главой «Радость», но на душе у читателя печально, потому что это последние страницы прекрасной книги и хочется еще и еще вдыхать аромат техасских степей и слушать ностальгические слова Рида: «Верните мне костер и моих товарищей охотников, дайте мне еще раз посидеть с ними у потрескивающего огня — и я отдам вам все накопленное мною богатство и всю мою ненужную славу! Я буду счастлив отдать вам все это вместе с заботой и трудом, которые требуются, чтобы удержать их».
Писатель был стар, очень болен и почти нищ. Но энергия и страсть не покидали его. В надежде на помощь друзей он снова в 1867 г. отправляется в Америку, с которой никогда не терял связи. В Нью-Йорке Томас Рид начинает выпускать журнал «Вперед». Но из-за недостатка подписчиков его приходится закрыть. От непосильной работы и волнений открываются старые раны, и, с трудом избежав смерти, Рид возвращается в Англию (1870).
Последние годы жизни, более благополучные, наполнены непрерывной литературной работой. 70е годы были богаты всякого рода открытиями, особенно исследованием новых мест на карте земного шара. Об этом щедро сообщали газеты. Рид сам мечтал стать путешественником, открывателем новых земель. Но, не имея ни физических, ни материальных возможностей, превратившийся в калеку на костылях, неутомимый мечтатель отправляется в захватывающие путешествия в тиши своего кабинета. Он вооружается основательными знаниями по геологии, зоологии, антропологии, черпая их из многочисленных журналов. Ему помогает его верный друг — жена Элизабет. Талантливая и бескорыстная помощница, она потом напишет о Риде прекрасную книгу «Жизнь и приключения капитана Майн Рида». Гак он любил называть сам себя.
Его неустанная рука пишет «Смертельный выстрел», «Полукровку», «Сигнал бедствия», «Затерянную гору».
Как много было неудач, сколько потерь и разочарований! Невесело смеясь, Томас Майн Рид называл себя «дважды умершим». Но славу он вкусил при жизни, сделавшись одним из самых популярных писателей в мире.
Добавить комментарий