Серафим Саровский

(в миру — Прохор Сидорович Мошнин)

(1759-1833) русский святой старец-затворник

Серафим Саровский стал последним святым, канонизированным в России до 1917 года. На примере его судьбы можно последовательно проследить, как вокруг имени ничем не примечательного монаха складывался ореол святости.

Будущий святой родился в Курске в семье небогатого купца. В возрасте девятнадцати лет Прохор поступил в число послушников Саровской пустыни. Там он постепенно прошел все ступени монастырского служения, выполнял различные послушания по обслуживанию монастыря. Известно, в частности, что он был хорошим плотником.

После восьми лет пребывания в монастыре, Прохор был пострижен в монахи и принял имя Серафима. А в 1793 году он был рукоположен в иеромонахи, то есть получил право служения литургии и совершения таинств.

Считается, что провидческие способности Серафима Саровского начали проявляться после того, как на него напали грабители и он получил травму черепа.

После долгого лечения Серафим вновь вернулся в монастырь, но вскоре удалился в собственную келью, расположенную в лесу в пяти верстах от Сарова. Там он проводил все время в посте и молитвах, причем три года, по примеру древних подвижников, пребывал в полном молчании. В это время он приручил обитавшего поблизости медведя, которому отдавал остатки своей пищи.

Столь нетрадиционный для начала XIX века образ жизни не мог не привлечь к Серафиму Саровскому внимания окрестных крестьян, а также церковного начальства. Постепенно его келья стала объектом паломничества. Однако в 1810 году Серафим серьезно заболел и вынужден был вернуться в монастырь, поскольку нуждался в постоянной помощи. Правда, и там Саровский поселился в отдельной келье и пускал к себе лишь одного послушника. После излечения он вновь переселился в свою лесную келью. Рассказывают, что каждого, кто приходил к нему за советом, Серафим Саровский встречал словами «Радость моя». Но вскоре его состояние опять ухудшилось, и он снова переселился в монастырь.

Если ему приносили подношения, Серофим Саровский обычно отказывался от даров и отдавал их на устроение женской монастырской общины, здание для которой построили в селе Дивеево, в двенадцати верстах от Сарова. Туда принимали купеческих и крестьянских дочерей для воспитания в духе церковного благочестия. Поскольку впоследствии большинство девушек выходили замуж, то монашеского пострига они не принимали, однако на всю жизнь сохраняли связь с монастырем. Естественно, что именно они стали первыми ревностными поклонницами Серафима Саровского.

Будущий святой тихо скончался в своей келье 2 января 1833 года во время молитвы, что и придало его имени дополнительный оттенок святости. Он был похоронен вблизи собора Саровского монастыря.

Решение о его канонизации было принято в то время, когда авторитет православной церкви начал падать. Поэтому было необходимо как-то оживить церковную деятельность и найти нового святого, еще неизвестного широкой общественности. Когда в 1902 году начала работать Синодальная комиссия по подготовке его канонизации, то стали собирать сведения в окрестностях монастыря и у бывших воспитанниц Дивеевской общины. Всего было записано более ста легенд, связанных с именем святого. Любопытно, что идея канонизации именно Серафима вызвала и резко отрицательные отзывы многих богословов и деятелей церкви, но высочайшее решение положило конец дискуссии. Чуть позже в Сарове были обнаружены «нетленные мощи» Серафима. Их официальное открытие было совершено в присутствии Николая II и всей царской семьи. Так началась посмертная слава Серафима Саровского.

После 1917 года монастырь был закрыт, а мощи переданы в Ленинградский музей истории атеизма и религии. Однако, в отличие от многих других святынь, Саровский монастырь не был разрушен, потому что еще в тридцатые годы оказался на территории секретного центра ядерных исследований. По инициативе руководителей центра, храм был сохранен и простоял нетронутым до начала девяностых годов, когда монастырь был возвращен православной церкви.

Естественно, что одним из первых шагов по реставрации явилась торжественная передача ему мощей Серафима Саровского, освященных патриархом Алексием II.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!