Сергий Радонежский

(1314 или 1322-1392) русский подвижник

О жизни и учении Сергия Радонежского известно очень немного. До наших дней не дошло в рукописи ни одного его произведения — послания, поучения, проповеди. То немногое, что мы знаем об этом великом старце, содержится главным образом в его «Житии». Хотя оно написано почти через двадцать лет после смерти святого, его автор — ученик и близкий друг Сергия Епифаний — оставил нам живой и яркий рассказ об этом незаурядном человеке. Он показал не только величие религиозного подвига, но и своеобразие личности Сергия  Радонежского.

Сергий Радонежский родился в первой четверти XIV века в Ростовской земле Древней Руси. По преданию, его родители боярин Кирилл и его жена Мария, жили в своей усадьбе поблизости от Ростова Великого. Позже на этом месте возник Троице-Варниевский монастырь.

Ростов в то время был одним из крупнейших религиозных центров Северо-Восточной Руси. Несмотря на разрушительные татарские набеги, здесь сохранялась древняя киевская и византийская традиция. Видимо, она и повлияла на формирование личности юного Варфоломея (так звали Сергия до пострижения в монахи).

Согласно житию, Варфоломей еще во чреве матери был отмечен божьей благодатью. Незадолго до его рождения, когда мать была в церкви на воскресной обедне, он трижды прокричал во время литургии.

В первый год жизни Сергий Радонежский отказывался от молока матери в постные дни недели — среду и пятницу. Достигнув семи лет, Варфоломей чудесным образом овладел грамотой с помощью ангела, явившегося к нему в образе старика. Этот эпизод изображен на картине известного русского художника М. Нестерова «Видение отрока Варфоломея».

Все эти легендарные сведения являются неотъемлемой частью жития любого святого. Однако вряд ли следует сомневаться в том, что юный Варфоломей был незаурядным ребенком.

Около 1328 года родители Сергия Радонежского были принудительно переселены в московские земли. Они поселились на окраине княжества в небольшом селе Радонеж. Именно отсюда Варфоломей вместе со своим братом Стефаном, принявшим монашество после смерти жены, ушел в дремучий лес и поселился в небольшой бревенчатой келье. Историки установили, что это произошло в 1337 году.

Постепенно около кельи братья построили небольшую церковь во имя пресвятой Троицы. Однако Стефан вскоре ушел, не выдержав суровой жизни в лесу. Сергий же остался в полном одиночестве, и постепенно вокруг него образовалась небольшая монашеская община. Со временем монастырь стал расти, в нем появились хозяйственные службы, и от прежней глухомани не осталось и следа.

В 1354 году Сергий Радонежский был рукоположен в священники и назначен игуменом монастыря, получившего наименование Троицкого.

Принято считать, что жизнь монахов, обитающих внутри монастырской ограды, размеренна и небогата событиями. Сергий же, напротив, принимал активное участие в политических событиях того времени. Он неоднократно покидал монастырь и отправлялся с миссией мира к князьям, призывая их прекратить гибельные для страны междоусобицы. Так, известно, что Сергий Радонежский побывал в Нижнем Новгороде, Рязани и Твери.

Но при этом сам не стремился к какой-либо власти и решительно отказался от предложения митрополита Алексия занять его место. Ученики Сергия Радонежского разошлись по всей Руси и основали несколько десятков новых монастырей. Это явление, получившее название «монастырской колонизации», как это отмечено у В. О. Ключевского, привело к освоению огромных территорий, расположенных за Волгой и на русском Севере.

Авторитет Сергия был настолько высок, что в августе 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович обратился к нему за моральной поддержкой и благословением на борьбу с татарами.

Сергий Радонежский не только ободрил и благословил князя, но и послал вместе с ним двух своих монахов — Пересвета и Ослябю. Своим поступком Сергий не только нарушал все церковные каноны, но и рисковал собственным спасением души, поскольку монахам ни при каких обстоятельствах не разрешалось брать в руки оружие. Но подвижник пошел на это для того, чтобы победа в войне с Мамаем стала священным долгом христиан.

После победы на Куликовом поле, Сергий постепенно отошел от активной политической жизни и занялся духовным самосовершенствованием. Его высшей точкой стало чудесное явление ему пресвятой Богородицы. Этот эпизод также имел большое политическое значение в обстановке всенародной борьбы с татарами. Богородица всегда осмысливалась как невидимая защитница и покровительница русской земли. Поэтому иконы, на которых изображен этот эпизод, сопровождали русских воинов во многих сражениях вплоть до конца Первой мировой войны.

В сентябре 1392 года Сергий Радонежский умер и менее чем через двадцать лет был причислен к лику святых. Его мощи были помещены в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и с тех пор являются одной из главных святынь Русской православной церкви.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!