Сезанн, Поль

(1839-1906) французский живописец

Все специалисты, как бы они ни относились к творчеству Поля Сезанна, сходятся в своей оценке знаменитого французского художника: он признается ведущим мастером постимпрессионизма, оказавшим огромное влияние на становление авангардистских течений XX века, в частности фовизма и кубизма. Вместе с тем, по сравнению со своими современниками, Поль Сезанн прожил достаточно спокойную жизнь, практически не вникал в художественные распри, оставаясь в стороне от бушующих в мире искусства страстей.

Первые свои картины Поль Сезанн представил на выставках импрессионистов в 1874 и 1877 годах, но потом еще двадцать лет занимался поиском новой цветовой манеры самовыражения. В эти годы критики весьма сдержанно относились к его творчеству, и, как это часто бывает, талант художника признали только после его смерти.

Поль Сезанн родился в маленьком провинциальном городке Эксан-Провансе, где проживало всего лишь двадцать семь тысяч человек. Его отец был владельцем шляпного магазина, мечтавшим о собственном банковском деле. Обуреваемый честолюбивыми планами, он женился на своей любовнице, когда их сыну уже исполнилось пять лет.

Многие черты отцовского характера передались и Полю: он часто будет чувствовать неуверенность в своих силах и предпочтет скорее выждать, чем принять решение.

Поль Сезанн учился в одной школе с будущим известным писателем Эмилем Золя, который на всю жизнь останется его самым близким другом. Мальчиков сближали общие интересы: они оба любили литературу, причем Поль Сезанн в те годы скорее проявлял себя в сочинении стихов на латинском и на французском, а с рисованием был вначале не в ладах.

Но в 1858 году он начнет учиться в Муниципальной школе рисования, и страсть к живописи постепенно захватит его целиком. Теперь Сезанн мечтает только об одном — стать художником. Для осуществления своей цели ему придется уехать в Париж, выдержав предварительно серьезные баталии с отцом, который не хотел понимать, что истинное призвание сына лежит не в банковской сфере. Впервые отец Поля поверил в это, когда его сын получил премию за рисование в Экской академии художеств.

Поль Сезанн все-таки проявил волю и пошел наперекор отцу. Решимость своего приятеля во многом поддерживал и Золя. Он раньше Поля оказался в Париже и неоднократно предлагал другу перебраться в этот город, где были более широкие возможности для творчества.

Как и многие другие начинающие художники, Сезанн первое время находится под влиянием старых мастеров — П. Веронезе, Я. Тинторетто, впоследствии Э. Делакруа и О. Домье. Он пытается поступить в Академию художеств, но безуспешно. Академики не увидели в его картинах ничего особенного, и Полю Сезанну пришлось заниматься самостоятельно.

Постепенно он знакомится с современными художниками — К. Писсарро, Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром — и даже принимает участие в выставках импрессионистов, которые проходили в 1874 и 1877 годах. Все прежние попытки Сезанна участвовать в выставках заканчивались неудачей, Салон отвергал его картины, хотя молодые художники восторженно предрекали ему блестящее будущее.

Эпоха развития импрессионизма во Франции была бурной, наполненной страстями, ведь молодые импрессионисты ломали все устоявшиеся традиции академической живописи. Но Сезанн существует как бы вне этого мира страстей. Он не замечает ничего вокруг себя, для него стороной проходят и события франко-прусской войны 1870—1871 годов. На рубеже десятилетий он создает целый ряд интересных картин, среди которых особенное внимание привлекает портрет отца, «Искушение св. Антония» (1870), «Дом повешенного в Овере» (1872—1873) и «Хижина среди деревьев» (1873).

В этот период Сезанн еще работает в манере импрессионистов, в живописи которых главным была динамика изображения световоздушной среды. Его также упрекают в искажении пропорций, передаче собственного представления о предмете, называют неуклюжим и грубым. Но в картинах художника уже заметно его пристрастие к ярким и красочным образам.

Со временем в картинах Сезанна начинает доминировать материальная предметность. Он бесконечное число раз пишет один и тот же объект или пейзаж — многочисленные изображения горы Сент-Виктуар (1885—1887), по-разному варьируя тему. Этюды Сезанна выглядят как отдельные картины, но он остается ими недоволен и начинает то же самое писать заново в стремлении достичь ему одному ведомого совершенства.

В своей живописи Поль Сезанн пользовался в основном оттенками трех основных цветов — зеленого, голубого и желтого. Он использовал их и для обозначения места действия своих картин, и как фон, и при создании предмета изображения. Таким образом, главным для живописца был не свет, как у близких ему по духу импрессионистов, а цветовое решение картины.

При этом Сезанн очень тщательно продумывал композицию своих произведений, хотя никогда не делал предварительную карандашную прорисовку. Но при одном только взгляде на такие его монументальные картины, как автопортрет (1879—1885), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1980), кажется, что художник все заранее просчитал и продумал. На картинах Поля Сезанна фигуры не имеют большого значения, поэтому Пьеро и Арлекин скорее представляются манекенами, которые необходимы автору для иллюстрации цветовых возможностей его палитры. В качестве натуры он использовал своего сына и его товарища.

Но особая «отшлифованность» картин Сезанна в сочетании с поисками в области цветового решения приводит не только к возникновению образа, но и к особому эффекту. Объекты картин Поля Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Вместе с тем он умеет обратить наше внимание на красоту вещи, как это видно по его картинам «Горшок с геранью и фрукты» (1890—1894), «Натюрморт с драпировкой» (1898—1899).

Последующие двадцать лет творчества Сезанна можно назвать годами самоутверждения художника. Он много и плодотворно работает, иногда пробует выставляться, получает массу критических замечаний и снова погружается в работу. Только после его смерти выяснится, какое огромное творческое наследие он оставил после себя, — восемьсот с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков.

Личная жизнь художника складывалась так же трудно, как и его творчество. Любимые женщины Поля Сезанна не разделяли его страсти к работе, поэтому он больше жил в одиночестве и не стремился узаконивать свои отношения с кем-то из них. С родителями у него тоже сохранялись не самые лучшие отношения, и только после смерти отца Сезанн понял, что тот втайне верил в него и только благодаря этой вере он стал художником.

Смерть отца не просто принесла материальную независимость, но и коренным образом изменила его доходы. Правда, Поль Сезанн не торопился воспользоваться полученным богатством: он уже был знаменит, и его картины стали продаваться по хорошей цене.

В начале XX века Сезанн создает свою знаменитую теорию, по которой во многом пойдет развитие авангардного искусства. В письме к своему единомышленнику, художнику Бернару, он так излагает свои взгляды: «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь — рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». Прочитав это письмо, Бернар неожиданно заметил, как, в соответствии с этой концепцией, один из его натюрмортов — три черепа — почти ежедневно меняет свой цвет и форму. Реализацией теоретических воззрений Сезанна стали его знаменитые «Купальщицы».

Поль Сезанн оставался фанатиком живописи до своего последнего вздоха. В конце жизни из-за диабета он уже не мог далеко ходить пешком, но каждый день в любую погоду, невзирая на болезнь, отправлялся на этюды в повозке. В 1906 году художник серьезно простудился и вскоре умер от воспаления легких.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!