Шанель, Коко

(настоящее имя — Габриэль)

(1883-1971) французский дизайнер

В течение нескольких десятилетий одно только название «Шанель» волновало воображение женщин всего мира и вызывало в их представлении картины какого-то особенного, изысканного и благоухающего мира. О «Шанель» слышали даже те, кто понятия не имел, что живет на свете очаровательная француженка Коко Шанель, которая и придумывает все эти элегантные вещи и чудесные запахи.

Но специалисты знали ее прекрасно и единодушно утвердили Шанель в звании законодательницы моды XX века. Она определяла его лицо своими шляпками, платьями, бижутерией и духами. Сама же Коко Шанель своим непревзойденным искусством стремилась к тому, чтобы раскрепостить женщину. Она начала воплощать эту идею на примере собственной жизни, доказывая право женщины быть независимой.

Одни говорили, что родители Коко рано умерли и ее воспитывали родственники, другие упоминали о непутевом отце, который после смерти жены отдал дочерей на воспитание монахиням, а сам пропал в далекой Америке. Третьи рассказывали о том, что после смерти родителей Шанель отправилась вместе с сестрой в Девиль, где шила шляпки. Четвертые вспоминают о любовнике, который помог ей открыть в Париже ателье мод. В этих рассказах было немало правды, только каждый старался подать факты в скандальном свете.

На самом же деле Шанель происходила из семьи потомственных разносчиков. Когда девочке исполнилось шесть лет, ее мать действительно умерла. И отец в самом деле отвез Габриэль с сестрой в монастырь, а сам уехал в Америку на заработки. В монастыре Шанель впервые и начала учиться шить. Однако из-за слабого зрения она решила делать шляпки. У девочки открылся талант к этому делу, и когда она переехала в дом своей тети, то стала шить и продавать шляпки, чтобы не быть обузой.

Судьба Коко Шанель переменилась в 1902 году, когда она сошлась с богатым коннозаводчиком. Через восемь лет, в 1910 году, Шанель открывает в Париже свой собственный магазин, где продает изящные дамские шляпки. Она руководствуется принципом: «Чем меньше излишеств, тем лучше». И вместо вычурных конструкций на голове появляются изящные небольшие изделия. Фрукты, цветы, перья и многочисленные ленты заменяются изящными небольшими лентами, маленьким букетиком и даже просто декоративной заколкой. Причем очень скоро Шанель пришла к выводу, что драгоценности на шляпе могут быть и искусственными. Главное, чтобы женщина в ней выглядела эффектно, а не казалась вешалкой для демонстрации финансовых возможностей мужа. Ее дела пошли на лад, и она решила расширить дело.

Уже в 1914 году Шанель открывает еще один магазин на улице Кампон. Он гораздо просторнее первого, и теперь она думает заняться шитьем одежды. Причем сама Коко шить не умела и впоследствии так этому и не научилась. Зато она прекрасно кроила, а затем скалывала свои модели булавками.

Коко Шанель в 1919 году открыла в Париже собственное ателье женской моды. Свою концепцию одежды она начала разрабатывать в то время, когда женщины еще носили корсеты и длинные юбки. Шили же одежду из тяжелых шерстяных тканей, плохо пропускавших воздух. Конечно, такая одежда сковывала фигуру, не позволяла быстро двигаться, заниматься спортом, ездить в автомобилях, которые тогда только начали входить в моду, или кататься по-мужски в седле.

Шанель впервые стала шить легкую, удобную одежду свободного покроя. Она говорила о своих моделях, что в них не просто удобно — в них легко впрыгнуть. Вот почему излюбленными материалами для нее становятся джерси и твид. Они были тонкими, теплыми и позволяли женщине свободно двигаться. Вместе с тем Шанель очень тщательно разрабатывала свои модели и сначала шила только для очень ограниченного круга людей.

Коко Шанель первой разработала модный сейчас кардиган — сшитый по косой пиджак без фиксированных плеч. Она ввела карманы и придумала маленькое черное платье, которое годилось на все случаи жизни. Все зависело от дополнений. И Шанель придумывает яркие блестящие искусственные драгоценности. Она даже совершает то, о чем не мечтали женщины, — разрабатывает приталенные брюки. Ведь даже в Америке женщины начали носить джинсы только в начале тридцатых годов.

Стремясь сделать женщину неповторимой и таинственной, в 1922 году Шанель создает собственные духи и называет их своей счастливой цифрой — «Шанель №5». Она впервые разрушает устойчивую традицию, согласно которой духи должны иметь четко выраженный аромат, чаще всего цветочный. Коко Шанель создает свои духи на основе 80 компонентов и добивается того, чтобы женщина имела возможность каждый раз выбирать свой индивидуальный запах, который бы соответствовал ее внутреннему облику и настроению.

Не случайно она говорила: «До 20 лет вы имеете лицо, которое вам дал Бог, после 30 — то, которое создаете сами, а после 50 — то, которое заслужили».

Изделия Шанель становятся известны во всем мире, она получает заказы и от голливудских звезд. В 1931 году ее специально пригласили в Голливуд, чтобы она придумала одежду для американской кинозвезды Глории Свенсон. Правда, эти изделия не пользовались особым успехом. С сильной долей иронии «Нью-Йорк мэгэзин» отозвался об этом событии так: «Шанель заставила даму выглядеть такой, какая она есть. Голливуду же было необходимо, чтобы она выглядела как леди не только на 100, но и на все двести процентов».

На исходе 30-х годов слава Коко Шанель достигла своего апогея. Она имела великолепный салон и прекрасно обставленную квартиру в отеле «Риц», где собрала коллекцию мебели времен Людовика XIV.

Во время Второй мировой войны Шанель оставалась в Париже, проживая в отеле «Риц». Магазин, естественно, был закрыт, однако сама она не пострадала. Поэтому после войны злые языки поговаривали о том, что Шанель была близка к немецким военным кругам. Действительно, некоторое время она жила с немецким коммерсантом. После освобождения Парижа она была арестована, но вскоре ее освободили. Однако оставаться в Париже было уже нельзя, и Шанель уехала в Швейцарию. Там она начала новое дело — производство духов. И здесь тоже стала новатором — придумала простую форму флакона из прозрачного стекла. К этому времени ее работы как модельера забыли, но она не отчаивалась.

В 1953 году Шанель решила вернуться в большую моду, хотя ей исполнился уже 71 год. И тем не менее она начала осуществлять свой новый проект, практически совершая переворот в самом представлении о моде. Теперь Шанель решила шить одежду для всех, причем по качеству она не должна была ничем отличаться от той, которую она шила до этого. Так, Шанель производит тысячи копий дешевой, но великолепно скроенной одежды. Первый показ ее моделей в 1954 году закончился провалом, но она не отступила и начала работать над второй коллекцией. Ее показ принес Шанель долгожданный успех. Основными покупателями ее моделей теперь стали американки. Подчеркнуто практичная одежда пришлась им по вкусу, и они помогли фирме Шанель вернуть былую славу.

Но личная жизнь прославленного модельера так и не сложилась, и в 1971 году Шанель умерла одинокой и бездетной. В течение 10 лет после этого ее фирма медленно угасала. Возрождение наступило после прихода к руководству известного дизайнера Карла Лагерфельда. Он несколько изменил стиль Шанель, внеся в него элементы эротики. К 25-летию со дня смерти модельера Лагерфельд организовал мемориальный показ мод в ее квартире.

Несмотря на то, что в одном из интервью Карл Лагерфельд заявил, что модельеры-мужчины преуспели гораздо больше, Шанель навсегда останется в истории моды не только потому, что стала первой женщиной-дизайнером, потеснившей мужчин на Олимпе моды, но и потому, что именно ее модели определили лицо XX века.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!