Шекспир, Уильям
(1564-1616) английский драматург и поэт
Уильям Шекспир родился в семье зажиточного горожанина, ремесленника и торговца Джона Шекспира в провинциальном городе средней Англии — Стратфорде, на берегу реки Эй-вон, учился в грамматической школе, где преподавали латинский и греческий языки, литературу и историю. В школе ученики переводили и заучивали огромные отрывки из Цицерона, Вергилия, Овидия, Плавта, составляли ораторские речи на различные темы, разыгрывали целые спектакли по произведениям античных авторов.
После окончания школы Шекспир помогал отцу в разнообразных делах, потом работал младшим учителем. В восемнадцать лет он женился на Анне Хэтевей, дочери богатого фермера, которую знал с самых юных лет.
Во времена детства и юности Уильяма Шекспира в городе часто давались представления странствующих актеров. Одну из таких трупп изобразил Шекспир в «Гамлете». В 1585 г. он, по-видимому, примкнул к такой труппе и покинул родной город.
В Лондоне Уильям Шекспир вначале был наемным актером, потом стал пайщиком и совладельцем театра «Глобус».
Ему было 25 лет, когда он написал свою первую пьесу о междоусобной войне между двумя династиями. Вначале молодой литератор больше переделывал и обновлял уже написанное другими авторами. Но он придавал пьесе такую полноту и убедительность, так обогащал действия и речь персонажей, что произведение обретало совсем иное лицо. Через десять лет слава Шекспира стала общепризнанной, и скоро он стал первым среди авторов, писавших для сцены. Предприимчивые издатели выпустили ряд произведений, не принадлежавших ему, подписав их его именем, которое было гарантией успеха.
По горестному стечению обстоятельств театр «Глобус» сгорел во время премьеры последней пьесы Шекспира «Генрих VIII». После четверти века работы в Лондоне драматург возвратился в свой родной город и через три года скончался в возрасте 52 лет. Его похоронили под алтарем в храме Троицы.
Творчество Уильяма Шекспира настолько грандиозно и гениально, а документальных свидетельств о его жизни так мало, что с середины XIX века и по наше время возникают различные домыслы об авторстве его пьес. Эти мнения основаны на недоверии к человеку демократического происхождения, будто бы неспособному создать такие шедевры. Авторство приписывалось и отдельным личностям: философу Фрэнсису Бэкону, драматургу Кристоферу Марло, образованным аристократам и целым творческим группам.
Но серьезные ученые убедительно опровергали эти версии.
Пьесы Уильяма Шекспира не подчиняются делению на жанры. В одном произведении встречаются и трагические, и комические элементы. Действие развивается сложно, драматично, перекрещиваются несколько линий, что создает впечатление достоверности и жизненности всего происходящего. Иногда Шекспир вводит и фантастический элемент. Это отражает способ мышления людей той эпохи, когда люди верили в привидения и духов.
Вершиной английской эпохи Возрождения стали сонеты Шекспира (1592—1598) — образцы ведущего жанра английской поэзии конца XVI века. 154 сонета объединены образом лирического героя, воспевающего свою дружбу и пылкую любовь, противопоставленные лицемерию и жестокости общества. Глубина содержания выражена в лаконичной форме. Особенно известен 66-й сонет, в котором лирический герой, потрясенный страшной картиной торжествующего зла, начинает призывать смерть. И только ради любимой он должен жить.
Лучшими переводами сонетов Уильяма Шекспира на русский язык признаны переводы С. Я. Маршака.
Передовое мировоззрение поэта и масштаб его мышления раскрылись в исторических драмах. История в его драмах-хрониках — это объяснение современного состояния общества.
В трилогии «Генрих VI» изображена война Алой и Белой розы, кровавые распри английских баронов. Шекспир осуждает Генриха VI за безволие, неспособность усмирить враждующих Ланкастеров и Иорков. Показано народное восстание Джона Кэда в 1450 г. Вражда феодалов приводит к власти деспота Ричарда III. В драме «Ричард III» этот король показан как коварный властитель, достигший трона через преступление. Его принцип: «Кулак нам — совесть и закон нам — меч».
Король — патриот Англии, отстаивающий национальные интересы страны, представлен в хронике «Король Иоанн».
Но Уильям Шекспир осуждает его за совершение убийства плененного Артура, возможного претендента на престол, и наказывает Иоанна муками совести.
Наказан и другой правитель — Ричард II (пьеса «Ричард II»). Народ отворачивается от него, и Ричард, в состоянии глубокого душевного кризиса, сам отказывается от престола.
В исторических хрониках Шекспир осудил насилие и коварство, показал, что узурпация власти всегда ведет к преступлению. С течением времени в хрониках все большее место начинает занимать тема отношений монарха и народа.
Из народных характеров особенно знаменит комический образ сэра Джона Фальстафа («Генрих IV», «Генрих V»). Этот толстый рыцарь — распутник и пьяница, лгун и грабитель. Но он брызжет весельем, жизнерадостен, изобретателен и способен на бесконечные проделки. Он добродушен и мудр. Его плутоватое озорство противостоит ханжеству религиозной морали и пуританскому лицемерию.
Все произведения Уильяма Шекспира первого периода его творчества (1590—1600) окрашены жизнерадостным, оптимистическим взглядом на жизнь, верой в достижение гармонии в человеческом обществе. Особенно оптимизм поэта выразился в его комедиях: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь, или Что угодно».
«Комедия ошибок» (1592) основана на комической ситуации из-за недоразумений, связанных с судьбой двух пар близнецов — Антифолов и Дромио. В «Укрощении строптивой» (1593) дано столкновение двух характеров, достойных друг друга по энергии, независимости и язвительному остроумию,— Катарины и Петруччио. В пьесе «Два веронца» (1594), Шекспир великолепно представил образы слуг Спида и Ланса, потешающих своими шутовскими проделками. В «Сне в летнюю ночь» (1596), где причудливо переплетается реальное с фантастическим, показана победа светлого, чистого чувства юных влюбленных. Смешные ситуации, многообразие характеров, острота языка — все превращает пьесы в блистательный фейерверк. Вместе с тем в многомерной обрисовке характеров чувствуется мастерское перо драматурга-реалиста.
Вершиной первого периода творчества Уильяма Шекспира является трагедия «Ромео и Джульетта» (1595), которая по изобразительным приемам близка к комедиям, но тема любви решена в трагическом ключе. Трагизм «Ромео и Джульетты» лиричен, вся пьеса пронизана поэзией юности и всепобеждающей силы любви. Юный Ромео и Джульетта — это натуры рожденные новой эпохой, эпохой Ренессанса. Любовь вознесла обоих влюбленных выше морали кланов, выше общественных предрассудков, выше вековой распри семейств. Только после гибели молодых людей, после горестного потрясения наступает примирение враждующих семейств. Любовь победила власть вековых традиций, кровную месть. В финале звучат знаменитые слова:
Нет повести печальнее на свете. Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Во второй период творчества (1601—1608) Шекспир перестает верить в идеального монарха, т. к. власть в Англии утрачивает свое прогрессивное значение. Народные массы страдают от бедственного положения. И поэт обращается к размышлениям над социальными, политическими и философскими проблемами.
«Ромео и Джульетту» Уильям Шекспир создал в 31 год, «Гамлета» — когда ему было 35. Герой трагедии — умный, пылкий, благородный юноша, в котором все злое вызывает гневное негодование. В его жизнь врываются страшные события: внезапная смерть отца и поспешный вторичный брак матери. Появляющийся в полночь призрак отца раскрывает Гамлету преступное деяние Клавдия, нового мужа его матери-королевы. Клавдий убил короля, отца Гамлета, чтобы завладеть престолом и рукой Гертруды. Перед Гамлетом открывается все зло мира и встает вопрос, что же он должен делать. В монологе «Быть или не быть», т. е. смириться или бороться, он выражает готовность вступить в единоборство с несправедливостями мира.
Размышления Шекспир о силе и долговечности зла вызывают сомнения в успехе борьбы, а сомнения парализуют решимость к действию. Он медлит с отмщением, и эта медлительность вызывает его неудовлетворенность самим собой. К тому же перед ним непосильная задача — воздать возмездие всему злу: для него не только Дания, а «весь мир тюрьма».
К тому же насилие — это проявление самого зла. Поэтому гамлетовские сомнения — это не что он должен сделать, а как. Гамлет выразил готовность к борьбе, но время победы новых сил над миром властолюбия, коварства, морального нигилизма еще не наступило. И Гамлет гибнет, завещая своему другу Горацио поведать миру о том, что произошло. В Горацио Гамлет видит, как и в своем отце, убитом короле, идеал, «красу вселенной», и потому есть надежда на победу в будущем сил справедливости и чести.
История принца датского ставилась на сценах театра еще до Шекспира. Но драматургом ее сюжет был так переработан, что кровавая драма мести превратилась в произведение о нравственном конфликте эпохи с широким общечеловеческим звучанием. Сам Уильям Шекспир играл в театре роль Призрака.
Среди других знаменитых драм — «Отелло» (1604) и «Король Лир» (1605).
Пушкин высоко оценил в драмах Шекспира жизненную правду характеров и «верное изображение времени».
Пьесы Уильяма Шекспира впитали весь круг идей эпохи Возрождения, гуманистические стремления к справедливости и знанию истины жизни.
Добавить комментарий