Шлиман, Генрих
(1822-1890) немецкий промышленник и археолог
Правда и вымысел в жизнеописании Генриха Шлимана настолько тесно переплелись между собой, что установить истину вовсе не просто. Вспомним, например, что И. Стоун сделал его своим героем в романе «Греческое сокровище» и описал возвышенную любовь Шлимана к прекрасной гречанке. На самом же деле это был второй брак известного промышленника, ставившего перед собой вполне конкретные цели — найти древние сокровища и еще больше разбогатеть.
Генрих Шлиман родился в семье пастора в маленьком немецком городке Нойбуков. В возрасте четырнадцати лет он стал учеником в небольшой торговой фирме и постепенно, шаг за шагом, начал путь к коммерческому успеху. Вначале он пытался заработать состояние в Америке, но после нескольких безуспешных попыток вернулся в Европу и начал торговать с Россией. Генрих Шлиман от природы был наделен уникальными лингвистическими способностями. Поэтому для него не составляло никакого труда изучить несколько языков. Всего за несколько месяцев он выучил русский язык и отправился в Санкт-Петербург, где стал представителем нидерландской торговой компании. Уже через год он открыл собственное дело — стал заниматься торговлей индиго и селитры.
В 1852 году Генрих Шлиман женился на Екатерине Лыжиной, дочери русского купца, и получил статус купца первой гильдии. В этом браке у них родилось трое детей.
В течение двух десятков лет продолжалась торговая деятельность Генриха Шлимана, и за это время его состояние увеличилось более чем в шесть раз.
Находясь в зените успеха, удачливый предприниматель решает изменить свою судьбу и заняться наукой, поскольку торговля уже не кажется ему столь привлекательным делом. Поэтому в 1863—1864 году он ликвидирует торговые дела в России и переезжает в Германию. Жена не захотела поехать в незнакомую страну, поскольку относилась к консервативным кругам русского купечества и не понимала своего мужа. Однако детям Шлиман продолжал помогать вплоть до своей смерти. Судьба их, к сожалению, сложилась несчастливо. Трое детей умерли еще в юности, и лишь одна дочь стала взрослой и обрела собственную семью.
Поселившись в Дрездене, Генрих Шлиман прежде всего занялся углублением своего образования. Для этого он совершает несколько путешествии и четыре года изучает философию, литературу и филологию в различных университетах.
Публикация разнообразных материалов побуждает его ограничить круг своих интересов историей Древней Греции. В 1869 году он защищает диссертацию и становится доктором археологии университета в Ростоке. После этого Генрих Шлиман получает официальное разрешение турецких властей и начинает раскопки на холме Гиссарлык.
В это время его ближайшей помощницей и другом становится Софья Энгастроменос. Поскольку Шлиман состоял в браке и так и не получил развода, он оформил свои отношения с Софьей в Соединенных Штатах, где получил гражданство еще в 1850 году. Но впоследствии факт двоеженства все равно выплывет наружу и осложнит жизнь его наследников.
Генрих Шлиман вел раскопки на протяжении одиннадцати лет — с 1871 по 1882 год. За это время он обнаружил множество остатков различных построек, причем оказалось, что на склоне холма было построено девять городов. Наконец он решил, что раскопанный под холмом город является той самой легендарной Троей, о которой говорил Гомер в поэмах «Одиссея» и «Илиада». Об этом свидетельствовало множество драгоценных изделий из бронзы, золота и серебра.
Конечно, методика раскопок, которой придерживался Генрих Шлиман, соответствовала уровню науки того времени. Поэтому он уделял основное внимание поиску предметов материальной культуры и не стремился сохранить раскопанные им развалины. Вот почему Шлиман не смог точно датировать свои находки и не заметил, что раскопанный им город относится к значительно более древнему времени, чем гомеровская Греция.
В мае 1873 года Генрих Шлиман обнаружил самую сенсационную находку — клад золотых изделий, названный им сокровищами Приама, легендарного правителя Трои. В нем содержалось более 8000 предметов из золота и серебра — женские украшения, блюда, жертвенная посуда. Клад был вывезен им вначале в Афины, а затем в Берлин, где для его хранения и экспонирования был построен специальный корпус в Берлинском музее.
На основе своих находок ГенрихШлиман подготовил уникальный научный труд — многотомное издание «История Трои». Впервые в мировой практике к нему были приложены точные фотографии всех находок. Конечно, в труде Шлимана встречаются и ошибки, поскольку в то время археология только начала оформляться как наука. Однако сами приемы публикации археологических источников были в дальнейшем использованы последователями Шлимана.
Вплоть до 1945 года сокровища хранились в Берлине. После окончания Второй мировой войны выяснилось, что вся коллекция греческих драгоценностей бесследно исчезла. Долгое время ученые-археологи считали, что она погибла. И лишь несколько лет назад выяснилось, что предметы из коллекции Генриха Шлимана еще в 1945 году были перевезены в Москву и помещены в запасники Музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина и Эрмитажа.
Что же касается деятельности самого Шлимана, то он продолжал свои раскопки, но уже в материковой части Греции и обнаружил местонахождение крепости в Микенах. Это была вторая сенсационная находка, сделанная археологом в период с 1876 по 1878 год. Он раскопал пять царских захоронений, где хранилось множество сокровищ. Эти работы привели к открытию крито-микенской цивилизации, заполнившей лакуну в истории греческого искусства. Кроме того, Генрих Шлиман провел раскопки в Тиринфе, где в 1884—1885 годах отрыл руины грандиозного греческого дворца.
Однако он не успел осуществить намеченные планы и полностью описать все, что ему удалось открыть, поскольку весной 1890 года он неожиданно умер от острого воспаления среднего уха.
Многие современные ученые, особенно археологи и историки, сейчас обвиняют Генриха Шлимана в непрофессиональности и даже варварстве. Между тем нельзя забывать о том, что его работы отразили особый этап в развитии археологической науки. Шлиман не только доказал, что Троя действительно существовала, но и определил ее точное местоположение, основываясь на текстах поэм Гомера.
Добавить комментарий