Сикорский Игорь Иванович
(1889-1972) русский и американский авиаконструктор
Имя Игоря Ивановича Сикорского впервые стало известно в России в 1913 году, когда он разработал конструкцию и построил первый в мире авиамоторный самолет. Эта машина отличалась более высокой скоростью и новыми техническими возможностями по сравнению с предыдущими аппаратами.
Будущий авиаконструктор родился в Киеве и получил образование в Санкт-Петербургском Морском корпусе, поскольку хотел продолжить семейную традицию и стать военным. Его планы изменились после того, как в 1908 году, находясь в Париже, он стал свидетелем одного из первых полетов французского авиатора Луи Блерио.
Вернувшись в Россию, Игорь Сикорский решил построить собственный самолет. Однако скоро ему пришлось убедиться в том, что разработка летательных аппаратов требует серьезных научных исследований. В то время в России не было никаких условий для этого.
Несмотря на то, что Игорь Иванович Сикорский некоторое время работал в группе молодых исследователей, объединившихся вокруг Николая Жуковского, в 1919 году он покинул Россию, чтобы начать самостоятельные научные разработки. В США Сикорский вначале стал работать в фирме по проектированию и постройке самолетов типа «летающая лодка». Ему удается усовершенствовать их конструкцию, и его модели даже получали призы на гонках гидропланов.
Однако вскоре Игорь Сикорский приступает к работе над новой машиной — вертолетом. Он начал с усовершенствования автожира — подобного аппарата, созданного в 1923 году испанским изобретателем Сиервой, впервые предложившим в качестве несущего элемента свободно вращающийся винт.
Игорь Иванович Сикорский спроектировал принципиально новый аппарат, в котором винт приводился в движение двигателем. Одним из главных препятствий, которое успешно обошел конструктор, была борьба с вращающим моментом, когда двигатель вращал винт в одном направлении, а корпус машины начинал крутиться в противоположную сторону. Чтобы избежать этого, Сикорский предложил разместить в хвостовой части вертолета небольшой винт. Эта схема вскоре стала общепринятой во всех странах мира. Новый аппарат получил название геликоптера (вертолета).
Кроме того, он разработал так называемый автомат перекоса, с помощью которого можно было наклонять вращающиеся лопасти в любую сторону, а также изменять шаг несущего винта. Благодаря этому приспособлению вертолет Игоря Сикорского мог летать в любом направлении и неподвижно зависать в воздухе. Первый экспериментальный образец машины подобного типа был создан в 1939 году и получил название С-300. В 1941 году Сикорский создал промышленный образец, который и получил повсеместное распространение.
Одновременно с разработкой конструкции вертолета Игорь Иванович Сикорский спроектировал и построил принципиально новый тип самолета — с цельнометаллическим несущим кузовом. На основе его идеи уже в 1933 году фирма «Боинг» создала модель «Боинг-247», ставшую первой промышленной моделью самолета. С началом Второй мировой войны созданные Сикорским модели заняли лидирующее положение в военно-воздушных силах США. Это были известные самолеты серии СИ. Наиболее популярен среди них СИ-47, ставший самым распространенным американским бомбардировщиком середины XX века.
Любопытно, что Игорь Сикорский являлся одним из немногих авиаконструкторов, который не только строил самолеты, но и сам испытывал некоторые модели.
Добавить комментарий