Смирнов Петр Арсеньевич

(1831-1898) русский предприниматель

Петру Смирнову удалось добиться успеха в то время, когда после отмены крепостного права в 1861 г. предпринимательство резко пошло в гору. Благодаря природному чутью и смекалке он прекрасно использовал открывшиеся возможности и стал первым в своей области, которая стала процветать после введения новой системы налогов на производство.

Петр Арсеньевич Смирнов родился в многодетной семье крепостных крестьян, занимавшихся отхожими промыслами, среди которых числилось и сдабривание, то есть перегонка виноградных вин. Старшие братья Яков и Арсений основали свое дело и на вырученные от виноторговли средства в 1857 г. выкупили себя и родных из крепостной зависимости. Вместе с вольной бывшие крепостные получили фамилию Смирнов, образованную от прозвища «смирный», самого распространенного в Верхнем Поволжье.

Петр постепенно осваивал семейное дело, с семи лет он служил у своего дяди: подметал полы, мыл посуду, самовары, чистил сапоги приказчикам, бегал по Москве с поручениями. После смерти дяди Ивана Алексеевича лидерство в фамильном винно-водочном производстве постепенно переходит к Петру и его отцу. Петр женился во второй раз (поскольку его первая жена умерла от горячки) на Наталье Таракановой — дочери купца. Позже она стала помогать мужу в его деле.

Петр становится приказчиком в винном погребе отца и пытается заниматься собственной торговлей. В 1860 г. он становится купцом третьей гильдии и владельцем собственного завода, на котором, правда, работает всего 9 человек. В середине шестидесятых годов численность рабочих увеличивается до 25 человек, а Петр Смирнов владеет уже несколькими погребами. К 1871 году он смог достичь положения купца первой гильдии и стать ведущим поставщиком горячительных напитков во всем Замоскворечье, где проживала семья Смирновых.

В том же году его компания вошла в число тридцати московских предприятий, которые поставляли свою продукцию во все уголки России, включая Среднюю Азию. В середине семидесятых годов рядом с домом Смирновых разместились магазин, контора, водочный завод и склады готовой продукции. Завод ежегодно производил 1299 тысяч литров, хотя на нем работало всего 70 человек.

Секрет успешной деятельности Петра Смирнова складывался из нескольких составляющих: он обладал деловой хваткой, имел прочные связи в торговом мире, а неизменная верность обязательствам обеспечивала хорошую репутацию фирме. Так как на руководящие должности предприниматель назначал своих родственников, они работали «на совесть», причем многие потом открывали собственное дело. Кроме того, Смирнов поддерживал высокое качество своей продукции: использовал спирт, полученный из хлебных зерен, а не из свеклы, особую ключевую воду, только натуральные ягоды и фрукты. Он ежегодно объезжал оптовых торговцев ягодами и искал неизвестные сорта. В сезон сбора ягод ему привозили образцы из разных мест Подмосковья.

Однажды Петру Смирнову привезли плоды сладкоплодной рябины из-под Суздаля. Редкая по вкусу и запаху ягода стала основой популярной настойки «Смирновская Нежинская». Таким образом, качество его продукции оказывалось просто отменным. По контрактам, заключаемым с особыми стеклодувными заводами (а их было всего семь), каждый из них ежегодно поставлял около семи миллионов сосудов, или, как тогда говорили, посуд. Любопытно, что бутылки для вин изготавливались весьма необычной формы: в виде фигурных цветных медведей, бюста Александра Пушкина, Эйфелевой башни, «рога изобилия» или кувшинов. Сложилось устоявшееся мнение, что Петр Смирнов выпускал только водку, но на самом деле водка, или, как тогда говорили, столовое вино, составляла примерно треть всех наименований напитков, которые производили на заводе Смирнова.

В конце XIX в. его компания выпускала более 400 видов спиртных напитков, причем особой гордостью предпринимателя оставались столовые вина (простые 40-градусные очищенные водки) разных способов приготовления. Предприятие также выпускало вино, настойки, наливки и ликеры. В собственных подвалах выдерживались вина, в погребах хранились и иностранные вина, выписывавшиеся от лучших производителей.

Предприниматель заботился о своих рабочих, он создал при своем заводе разветвленную систему различных учреждений: рабочие получали казенную квартиру или платили за нее по сниженным ценам, пользовались услугами детского сада и яслей, прачечной, баней, аптекой и магазином. После двадцатипятилетней безупречной службы каждому ушедшему «на покой» полагалась пенсия. Купец предоставлял работу и тем, кто был косвенно связан с его фабрикой: печатал этикетки (их число доходило до 60 миллионов штук в год), выпускал пробки, изготавливал упаковочные ящики.

Петр Арсеньевич Смирнов постоянно изучал спрос на свою продукцию, заботился о техническом оснащении своих заводов. К концу восьмидесятых годов его предприятие становится крупнейшим в мире: на производстве было занято более 1500 человек, работа велась в две-три смены. Особой гордостью Смирнова были паровые машины, позволявшие освещать все отделения завода.

Еще в семидесятые годы к компании пришел международный успех, когда на выставке в Вене в 1873 г. завод получил почетный диплом. В 1876 г. столовые вина Смирнова завоевали «Медаль высшей пробы» на выставке в Филадельфии. В 1878, 1886 и 1889-м гг. российские водки и ликеры были удостоены золотых медалей на Всемирных выставках. Золотой медалью отметили продукцию Смирнова и в Барселоне, а правительство Испании наградило предпринимателя званием советника коммерции. Практически ежегодно продукция его завода награждалась престижными медалями разных выставок.

В России Петр Смирнов получил с 1877 г. право изображения на этикетках, рекламах и вывесках государственного герба. Это означало, что государство гарантирует высокое качество продукции. С 1886 г. предприниматель являлся поставщиком императорского двора. По случаю коронации Николая II водка и другие напитки приобретались исключительно в компании Смирнова. Он являлся поставщиком и короля Швеции, а филиалы фирмы были открыты в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.

Триумфом и своеобразным итогом деятельности предпринимателя становится специальная витрина на Нижегородской выставке-ярмарке 1896 года. В том же году он получает орден св. Владимира четвертой степени, а впоследствии его награждают орденом св. Станислава третьей степени и орденом св. Анны второй степени. Смирнов получил и золотую медаль за попечительство о бедных: ведь благотворительность была важной частью его общественной деятельности.

Петр Смирнов являлся владельцем главного и 15 запасных складов. Ежегодное производство напитков в 1896 г. составляло 2 миллиона ведер.

Семья всегда оставалась для Смирнова вторым главным делом жизни. К 1873 году он уже был отцом семи дочерей и двух сыновей, каждому из детей он дал прекрасное домашнее образование. Кроме того, они учились в престижных школах. С 16—17 лет сыновья начинают участвовать в семейном деле. Дочери вышли замуж за представителей известных купеческих родов.

Вначале Петр Арсеньевич Смирнов проповедовал нравы патриархальной семьи, но в 1874 г. в его жизнь входит Мария Медведева, которой он тайно помогал после смерти ее отца. Они поженились, когда умерла вторая жена Смирнова. Вскоре Мария стала матерью четверых детей. Молодая женщина изменила весь уклад жизни предпринимателя. Будучи заядлой театралкой, она каждую неделю вывозила мужа на спектакли и постепенно заразила его любовью к театру. Детям она стремилась дать прежде всего светское образование, научить иностранным языкам. Так постепенно патриархальные взгляды Петра Смирнова изменились, в доме появились гувернеры, изменился и круг общения семьи.

Хотя сам Смирнов и не получил образования (до конца жизни он так и не научился правильно писать), природный ум и смекалка помогли ему приспособиться к переменам в период экономического, культурного и социального обновления России. Девизом фирмы стали слова «Честь дороже выгоды».

Драматично сложилась судьба смирновского рода. На могиле Петра Смирнова на Пятницком кладбище воздвигли кладбищенскую контору, большая часть его потомков оказалась в эмиграции, поскольку после революции за родство с ним сажали в тюрьму и даже приговаривали к расстрелу. Только в девяностые годы ситуация стала меняться, в магазинах снова появилась продукция с именем «Смирновская». Однако торговый знак фирмы стал предметом спора между многочисленными потомками Петра Смирнова, проживающими в США, а также работающими в России.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!