Сомов Константин Андреевич
(1869-1939) русский живописец и график
Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге в семье известного историка искусств и коллекционера, автора первого научного каталога Эрмитажа Андрея Сомова, который также являлся издателем журнала «Вестник изящных искусств». Вероятно, сама атмосфера в доме повлияла на выбор мальчиком будущей профессии: Константин мечтал только о том, чтобы стать художником.
В 1879-1888 гг. Константин Сомов учился в петербургской гимназии К. Мая, где сблизился и подружился с Александром Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым — будущими организаторами общества «Мир искусства». Сомов занимался рисованием с художницей В. Судиловской, а затем учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Особую роль в формировании его пристрастий сыграли путешествия. В 1881 г. он совершил поездки с родителями в Вену и Грац. Вообще Константин много путешествовал по Европе: побывал с матерью в 1890 г. в Польше, Германии, Швейцарии, Италии; с отцом отправился в 1894 г. в Германию и Италию.
Закончив гимназию, в 1888 г. Константин Андреевич Сомов поступил в Академию художеств в Петербурге, где его учителями стали К. Вениг и П. Чистяков. Прослушав академический курс, он с октября 1894 по март 1897 г. посещал академическую мастерскую И. Репина, но вскоре разошелся со своим учителем во взглядах и отправился в Париж, где в течение некоторого времени осваивал технику живописи в академии Коларосси, одной из частных учебных художественных мастерских.
Реалистическая манера Репина не совпадала с настроениями Константина Сомова, который предпочитал поклонение красоте, любование вещами. Он начинает отражать особый мир галантных кавалеров и дам на фоне тщательно выписанных пейзажей. Историк искусства А. Бенуа заметил, что Сомов был «создателем идиллистического стиля минувшей жизни».
Любопытно, что в конце жизни Репин придет к импрессионистической манере самовыражения, а Сомов воспримет от своего учителя умение тщательно прописывать мельчайшие детали на портретах своих героев (портреты Н. Обер 1896 г. и отца 1897 г. ).
Большинство работ художник выполнял акварелью, гуашью и пастелью. Так он смог передать утонченные позы своих героев, застывших в кринолинах на картинах «В августе» (1898), «Вечер» (1900-1902), «Остров любви» (1900). Но даже в небольших акварелях все чаще проявляется монументальность и продуманность композиции. Нарочитая театральность жанровых сценок передавала некую условную эпоху с костюмированными балами, фейерверками, любовными сценками, прогулками дам и кавалеров. Атрибутика мира героев Сомова традиционна: парк, водоем, кавалер и дама.
Правда, в его картинах нет той прописанности воздушной среды, какая была свойственна В. Борисову-Мусатову. Сомов нарочито декларативен и декоративен. Такова его картина «Эхо прошедшего времени» (1903), выполненная уже в рамках не только рококо, но и символистской школы, где героиня предстает окутанной облаком кружев в полупрозрачной головной накидке. Однако камерность обстановки вовсе не исключала проявления авторского взгляда на изображаемое: он ироничен, насмешлив и иногда даже саркастичен.
В последние годы XIX в. Константин Сомов начинает разрабатывать и жанр пейзажа, но его мир продолжает оставаться на зыбкой грани мечты и реальности — «Конфиденции» (1897). , «Купальщицы» (1899). Зарисовки реальных картин природы появляются редко («Вечер», 1900—1902). Иногда в картинах Сомова видят прямые переклички с поэзией декадентов и позже символистов.
Полотно «Дама в голубом» (1897—1900) завершает период поисков художника, условность ситуации не мешает проявиться внутреннему состоянию модели. Известно, что изображенная автором художница Е. Мартынова вскоре умерла от туберкулеза. Одев героиню в старинное парадное синее платье, он сохранил современную прическу. Посредством их контрастного сопоставления Сомов сумел передать состояние неуверенности и незащищенности, как бы предвещающее будущую судьбу героини.
Жанровая «всеядность» позволяет Константину Андреевичу Сомову уже в первое десятилетие стать настоящим мастером пейзажей, портретов, интерьеров. Он создает и свою особую форму картины. Сомов открывает почти запретный для русского изобразительного искусства жанр «ню». Однако его обнаженные натуры нарочито застенчивы, едва распахнутые халаты, чуть обнаженная грудь подчеркивают не красоту фигуры, а галантность избранной позы.
В начале XX в. Константин Сомов обращается к книжной иллюстрации. Большой его работой стал сборник любовной лирики XVIII в. , известный под названием «Книга маркизы» (1907). Издание привлекает внимание изяществом и продуманностью каждой детали. Сомов перенес в иллюстрации элементы своих картин, дополнив их эротическими мотивами и деталями. Он относился к художникам, которым нужно было тотчас выразить свое видение, его не влекла длительная и усердная проработка той или иной темы. Поэтому иллюстрации к «Графу Нулину» (1899) и рисунки к «Портрету» (1901) Николая Гоголя признаны не такими удачными, как обложки к книгам Вячеслава Иванова «Cor ardens» (1907) и К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина» (1907) и графика, выполненная для журнала «Мир искусств».
Константин Андреевич Сомов одним из первых показал необходимость видения книги как цельного «организма». Обычно он представлял стилизованный растительный орнамент с условными фигурками или пышные декоративные предметы (султаны из перьев, жемчужные нити), также вытянутые в единую линию.
С 1894 г. он начинает регулярно участвовать в выставках. Впервые его работы экспонируются на выставке Общества русских акварелистов, а в следующем году — на Ученической выставке Академии художеств и на графической «Blanc et noir». С 1899 г. он участвовал во всех проходивших в Петербурге выставках общества «Мир искусства».
В 1903 г. состоялась первая персональная выставка Сомова сначала в России, а затем и в Германии (в галерее Кассирера в Гамбурге и Берлине было показано почти 100 работ). За границей картины художника демонстрировались также в Вене, на международных выставках в Венеции (1907) и Риме (1909), в Париже на Русской выставке при Осеннем салоне 1906 г. и в галерее Жоржа Пти в 1908 г.
В 1901 г. Константин Сомов совершил первую поездку в Берлин и Дрезден в качестве общепризнанного и даже модного художника, где познакомился с немецкой графикой модерна (в частности, журналом «Симплициссимус»). Став участником выставок Венского Сецессиона и Дармштадтской «колонии», «Художественного салона» Кассирера в Гамбурге и Берлине, Сомов открыто заявляет о своей переориентации. Он становится приверженцем стиля модерн и начинает стремительно расширять сферу своих интересов, в частности, обращается к фарфору («Дама, снимающая маску», «Влюбленные», обе 1906).
Жанровые картины художника приобретают ярко выраженный символический подтекст («Дама в розовом», «Спящая в синем платье», «Арлекин и смерть», «Осмеянный поцелуй»). Персонажи картин предстают как некие условные герои, находящиеся как бы на грани жизни и смерти, реальности и фантазии.
Особое место в творчестве художника занимают портреты многих известных людей, представителей творческой интеллигенции начала XX в. , выполненные в 1906— 1910 годах, — Александра Блока, М. Добужинского, В. Иванова, Михаила Кузмина, Е. Лансере, Федора Сологуба. В основном портреты выполнены карандашом в манере рисовальщиков XVII в. , легкими, быстрыми штрихами с чуть заметной растушевкой.
В десятые годы Константин Сомов занимался главным образом написанием парадных портретов жен крупных аристократов и промышленников (Н. Высоцкой, Г. Гиршман, Е. Носовой-Рябушинской, Е. Олив), в определенном смысле сменив Валентина Серова. Его работы несколько саркастичны, но по-своему язвительны, представляя холодных и внутренне пустых светских красавиц. В подходе к их изображению сказалась репинская традиция видеть в каждом портретируемом личность. Сомов передает индивидуальные особенности через жест, позу и выражение лиц. Первая группа портретов представляет собой своеобразную смесь мечты и реальности, вторая ближе к академической манере исполнения, поэтому и написана маслом. Сомов требовательно относился к портретам: изображение А. Остроумовой (1900—1901) было создано после 73 сеансов.
Как и многие современники, он часто рисовал автопортреты или вводил автопортретные изображения в свои картины. Художник искал все новые и новые нюансы изображения личности, одновременно стремясь представить конкретную индивидуальность.
Любопытно, что хотя Константин Андреевич Сомов слыл заядлым театралом, однако, в отличие от своих единомышленников по «Миру искусства», мало работал для театра, можно отметить лишь его занавес для Свободного театра в Москве (1913).
В начале 1914 г. он был удостоен звания академика Академии художеств. 50-летие Сомова было отмечено большой ретроспективной выставкой, прошедшей в 1919 г. в Третьяковской галерее. Художник также участвовал в выставках, организованных по инициативе Дома искусств в Петрограде.
В двадцатые годы отечественное искусство широко пропагандируется за рубежом. В декабре 1923 г. Константин Сомов отправляется в Америку с делегацией, сопровождавшей выставку русского искусства. На ней предполагалось выставить и 38 его картин. Он участвовал в ее организации вместе с И. Грабарем, оформил каталог. Из Нью-Йорка, где проходила выставка, художник съездил летом 1924 г. в Париж, провел там около двух месяцев и устроил небольшую персональную выставку в магазине-салоне В. Гиршмана. Поняв, что на Западе его искусство привлекает внимание, художник решил не возвращаться на родину.
По возвращении в Америку он сблизился с семьей С. Рахманинова, портретировал композитора и его близких. Рахманинов поддерживал многих художников, заказывая у них картины, поэтому дружеские связи не оборвались и после того, как Сомов весной 1925 г. обосновался во Франции. По заказу фирмы по производству роялей «Стейнвей» художник написал большой портрет композитора.
Русская эмиграция стремилась сохранить свою культуру, поэтому Константин Андреевич Сомов продолжал рисовать и писать сценки-фантазии на темы «галантного века» (эпохи рококо). Он поддерживал контакты с «Русским балетом» Сергея Дягилева, исполнил серию акварелей, посвященных русскому балету. Они были воспроизведены на обложках журнала «Ди Даме», популярного рекламного журнала мод.
Практически Сомов работал в тех же жанрах, что и раньше: занимался пейзажем и портретом (изображения Т. Брайкевич, Б. Снежковского, В. Будановой), продолжал иллюстрировать книги («Манон Леско» А. Прево; «Дафнис и Хлоя» Лонга, 1930; «Опасные связи» Ш. де Лакло (портрет Сесиль Воланж, 1934). Он также продолжал писать заказные портреты.
Константин Сомов активно выставлялся, был участником вернисажей русского искусства в Брюсселе и Париже, в Копенгагене и Берлине. Персональные выставки художника прошли в Париже и Лондоне. Во многом помогали связи, установленные до революции. Сомов чувствовал себя обязанным продвигать произведения молодых художников: так, известно, что он много помогал Зинаиже Серебряковой.
Однако успешная и плодотворная деятельность неожиданно оказалась прерванной. В 1939 г. Константин Сомов скоропостижно скончался от болезни сердца в Париже и был похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Ряд его поздних произведений был приобретен инженером М. Брайкевичем, другом художника, по завещанию которого они в 1949 г. попали в музей Эшмолиан в Оксфорде. В 1950 г. там состоялась мемориальная выставка.
В России к 100-летию Константина Андреевича Сомова были организованы выставки в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Добавить комментарий