Стоун, Оливер

(род. в 1946 г. ) американский кинорежиссер и сценарист

Фильмы Оливера Стоуна отличаются обилием сцен насилия и секса. В Голливуде его иногда даже называют изощренным садистом. Но такова стилистика фильмов Стоуна. Поэтому вместе с Тарантино его считают режиссером новой волны.

Критики часто сравнивают Оливера Стоуна с камнем, имея в виду, что каждая его картина настолько же трудна для просмотра, насколько сложно разбить руками камень.

Но вместе с тем они не отрицают, что смотреть фильмы Стоуна необычайно интересно: он всегда придумывает напряженный сюжет, изобилующий резкими и совершенно неожиданными поворотами. Поэтому и концовки его картин нельзя предвидеть.

Оливер Стоун родился в Нью-Йорке в семье биржевого маклера. Его воспитание было скорее ортодоксальным, поскольку отец не жалея сил воспитывал в сыне традиционные американские добродетели. Может быть, поэтому он избежал обычных для большинства его сверстников соблазнов — не курил травку и «миновал сексуальную революцию». Мать Стоуна была школьной учительницей.

После школы Оливер поступил на факультет бизнеса престижного Иельского университета, а затем перешел на факультет искусств, после окончания которого получил степень бакалавра. Но затем поехал работать учителем английского языка в католическую школу в Сайгон.

Увиденное настолько поразило его, что он вернулся туда через два года, завербовавшись добровольцем во Вьетнам. Там Оливер Стоун провел два года. За это время он, что называется, прошел огонь и воду, превратившись из необученного кадета в сержанта морской пехоты. Однажды во время патрулирования он получил тяжелое ранение, долго лежал в госпитале, после чего был демобилизован, а за участие в боевых действиях удостоился двух высших наград — Бронзовой звезды и медали «Пурпурное сердце».

Вернувшись в США, Оливер Стоун в 1969 году поступил на первый курс киноколледжа при Нью-Йоркском университете. Примерно в то же время он написал свой первый сценарий. Но тогда жесткий рассказ о недавних потрясениях оказался еще не ко времени. Поэтому первая работа Стоуна — фильм «Захват» — была практически не замечена. Однако режиссер не пал духом и продолжал работать.

Правда, он резко сменил тематику своих фильмов. Уже через четыре месяца Оливер Стоун предложил режиссеру А. Паркеру сценарий «Полуночный экспресс». За эту работу они получили «Оскара». Награда открыла Стоуну дорогу в большое кино, и он снял цикл картин о современной ему американской жизни.

Но настоящая известность пришла к режиссеру после картины «Взвод» (1986), в котором он собрал созвездие замечательных актеров — Т. Беренджера, У. Дефо, Ч. Шина. В этом фильме Оливер Стоун отразил свое видение войны во Вьетнаме. Он был не только автором сценария и режиссером, но и вторым оператором картины. Фильм был удостоен нескольких «Оскаров» (как лучший фильм, за режиссуру, монтаж и звук) и назван лучшей картиной года.

«Взвод» явился первой частью «вьетнамской» трилогии Оливеа Стоуна. Через десять лет появилась картина «Рожденный четвертого июля», в которой он вновь открывает неизвестную ранее грань таланта актера. На сей раз главным героем стал Т. Круз, получивший номинацию на «Оскара» и поднявший после съемок картины свою гонорарную ставку до 9 миллионов долларов за роль. Заключительным фильмом трилогии стал «Небо и земля».

Вьетнамскую тему Оливер Стоун развивал и в своих сценариях. По одному из них режиссер М. Чимино поставил картину «Охотник на оленей», где ветеран войны (его роль исполнил М. Рурк) продолжает борьбу с насилием и преступностью.

Следующая по времени создания картина Стоуна — «Сальвадор» — была посвящена войне в этом небольшом латиноамериканском государстве. Мысль о постановке возникла у него после того, как он прочитал книгу американского журналиста Р. Бойла. Вместе с ним режиссер написал сценарий. Он получился достаточно жестким, потому что авторы решили рассказать о событиях в Сальвадоре с максимально возможной достоверностью. Чтобы увидеть события своими глазами, Оливер Стоун неоднократно посещал Сальвадор и даже завязал дружеские отношения с руководством повстанцев. Из-за этого возникли неожиданные препятствия: правительство Сальвадора категорически отказалось впустить съемочную группу на территорию страны. И тогда Стоуну пришлось работать в Мексике. По личному разрешению президента страны режиссеру был предоставлен целый батальон мексиканской армии. Добровольные статисты оказались настолько азартными, что во время съемок даже взорвали собственный танк, перепутав имитационный заряд с боевым.

Масштабность замысла Оливера Стоуна достойна всяческого уважения: в съемках картины принимало участие 93 актера. В главной роли снимался Джеймс Белуши. Сразу же после премьеры фильм получил «Оскара» за сценарий и лучшую мужскую роль второго плана, которую исполнил Д. Вудс.

После столь грандиозных съемок Оливер Стоун как бы решил передохнуть и снял картину «Уолл-стрит» (1987), посвященную истории современного молодого человека. Его роль сыграл М. Дуглас. Он был также удостоен «Оскара». По мнению многих американских критиков, столь частые награждения фильмов Стоуна вызваны тем, что режиссер постоянно «держит руку на пульсе» американского общества и точно чувствует потребность времени. Кроме того, в каждую картину он привлекает наиболее популярных на данный момент актеров, причем дает им раскрыться с неожиданной стороны.

Новая работа стала первой в ряду картин, посвященных американскому образу жизни. Эта тема продолжает волновать Оливера Стоуна и сегодня, поэтому он снова и снова возвращается к ней после перерывов, вызванных работой над другими фильмами.

Едва ли не самой известной работой Оливера Стоуна стал фильм «Джон Кеннеди: выстрелы в Далласе». Он представляет собой острое социальное исследование обстоятельств гибели одного из самых популярных американских президентов. В этой картине Стоун, как обычно, представляет свой собственный взгляд на события и явления. Главного героя — прокурора — играет К. Костнер, он ведет собственное расследование убийства, но так и не узнает правды. Картина прошла с триумфом по экранам всего мира, но «Оскар» был вручен за монтаж, операторскую работу и лучшую роль второго плана. На сей раз ее получил Томми Ли Джонс.

После выхода этой картины Оливер Стоун сделал другой кассовый фильм — «Прирожденные убийцы». В нем снималось 400 уголовников, сидевших в тюрьме Стейтсмен.

Сейчас Оливер Стоун входит в число крупнейших режиссеров, причем критики единодушно считают его самым американским из всех американских режиссеров. Каждый его фильм становится событием. Стоит отметить работы Стоуна «Небо и земля» (1993) и «Никсон» (1996). В них он дает взгляд на вьетнамскую войну с двух противоположных позиций. Героиня первого фильма — вьетнамская женщина, которая чудом спасается от войны, а герой второго — американский президент, вынужденный покинуть свой пост. Любопытна и психологическая линия фильма, посвященная взаимоотношениям президента с его женой. Актриса Д. Аллен также была вместе с режиссером номинирована на «Оскар».

В 1993 году Оливер Стоун выступил и в качестве продюсера, профинансировав фантастический сериал «Дикие пальмы» с Дж. Белуши. Тем самым он показал, что ему интересны любые интересные замыслы. По этой же причине он снял В. Килмера в роли солиста группы «Доорс» Дж. Моррисона. Как и в других фильмах, Стоуна интересует здесь попытка обретения человеком собственного душевного равновесия, пусть даже путем выхода за пределы традиционной нравственности.

В одном из интервью режиссер так объяснил стилистику своих фильмов: «Я целиком за то, чтобы достоверно передавать факты, но в деле об убийстве Кеннеди столько противоречий, что для меня это событие остается на грани яви и сновидения, ночного кошмара. Такой подход к действительности, видимо, оскорбителен для тех, кто привык все воспринимать слишком буквально».

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!