Веснин Виктор Александрович

(1882-1950) русский архитектор

Виктор Веснин родился в небольшом поволжском городке Юрьевце в небогатой помещичьей семье. Он был средним из трех братьев-погодков. С раннего детства они воспитывались вместе, получили одну специальность и нередко вместе работали над одними проектами. Близкие рано заметили художественную одаренность мальчиков, самым талантливым из которых считался старший, Леонид, впоследствии закончивший Академию художеств в Петербурге.

Виктор и Александр одновременно закончили начальную школу и в 1891 году поступили в Московскую практическую академию - среднее учебное заведение, которое работало по программе реального училища, но в то же время давало право поступления в технические вузы. Одновременно братья начали заниматься живописью в частной художественной школе М. Малистова. Закончив академию, Веснины переехали в Петербург и поступили в Институт гражданских инженеров на отделение архитектуры.

Виктор долго не мог определиться с профессией. Он возобновил занятия живописью, теперь в частной школе под руководством профессора Академии художеств Я. Ционглинского, но уже через год занятий решил сосредоточиться на архитектуре, в то время как его брат продолжал учебу и впоследствии сочетал две профессии - художника и архитектора.

Весной 1905 года Виктор Веснин защитил дипломный проект и стал свободным художником: он не смог получить диплом архитектора, потому что отец неожиданно разорился и не смог внести последний взнос за обучение. Вместе с братом, также прервавшим учебу, Веснин приехал в Москву, полагая, что здесь будет легче найти работу. Через знакомых он устраивается на должность помощника в мастерскую архитектора Р. Клейна.

Виктор Веснин принимает участие в проектировании здания Музея изящных искусств и гостиницы «Метрополь». Несмотря на то что он был начинающим архитектором, Веснин уже предлагает оригинальные планировочные решения. Он прорабатывает техническую документацию, позволившую перекрыть зал ресторана гостиницы стеклянным куполом.

В 1907 году в Москву приехал Леонид Веснин и также стал работать в мастерской Клейна. Постепенно складывается уникальное творческое содружество трех братьев: один разрабатывает общий план постройки, другой создает архитектурный проект, третий разрабатывает эскизы внутреннего оформления здания. Веснины фактически создают самостоятельную фирму внутри мастерской Клейна.

В 1908 г. братья получили первую премию за проект церковного здания для села Балаково. Комиссия во главе с архитектором Ф. Шехтелем приняла проект к реализации и ходатайствовала о присуждении В. Веснину звания архитектора. В то время только диплом архитектора предоставлял право работать самостоятельно.

По проекту братьев в Ярославле реконструируется здание драматического театра имени Ф. Волкова. В. Веснин разрабатывает планировку и отделку фасада московского почтамта на Мясницкой, создает проекты нескольких доходных домов. Для дореволюционного творчества Весниных характерны стилизация под русский классицизм и в то же время развитие рационализма (каркасные конструкции, большие остекленные поверхности).

Последней совместной работой трех братьев становится проект подмосковной дачи предпринимателя А. Оносенко. Подчинясь воле заказчика, они выполняют здание в стиле модерн. В лаконичном силуэте постройки отчетливо просматриваются черты конструктивистских построек, которые Виктор станет создавать в двадцатые годы.

Перед Первой мировой войной он отправляется в большую поездку по странам Европы: посещает Германию, Бельгию, Францию и Италию, осматривает памятники старины и знакомится с деятельностью ведущих архитекторов. Летом 1914 года Веснин вынужден был возвратиться в Россию. Содружество братьев распалось: Леонид и Александр ушли в армию, а Виктор не мог отправиться вместе с ними по состоянию здоровья. Он продолжал заниматься проектированием, но от жилищного строительства перешел к разработкам заводских зданий. Архитектор также работал над чертежами первых универмагов.

В проекте, выполненном для общества «Динамо», он впервые в отечественной практике предложил эскиз здания со стенами, целиком выполненными из стекла. Отдельные находки из проекта Веснин использует в постройках второй половины двадцатых годов.

После революции братья собрались в Москве, но прошедшие годы отдалили их друг от друга, и они стали работать самостоятельно. Александр увлекся живописью и практически ушел из архитектуры. Вначале Виктор пытался последовать примеру брата, в 1918 году они создали эскиз оформления Красной площади к Октябрьским праздникам. Но декоративное искусство не увлекло его, и он вернулся к созданию архитектурных сооружений. Одновременно с ведением проектной работы Веснин начинает преподавание на отделении гражданских инженеров в МВТУ и в Московском архитектурном институте.

Через некоторое время Александр также возвращается в архитектуру и начинает преподавать во ВХУТЕМАСе. Братья возглавляют конструктивистское направление в архитектуре. Они доказывают, что время архитектурных излишеств и слепого копирования приемов классики остались в прошлом, пришел период функциональной архитектуры, которая требовала минимализма в выборе декоративных средств.

В новом стиле В. Веснин в 1923-1924 годах выполнил эскиз Дворца труда. Архитектор предложил выполнить здание из монолитного железобетона, оно представляло собой комбинацию прямоугольных параллелепипедов. Однако проект вызвал жестокую критику со стороны представителей классического направления И. Жолтовского и А. Щусева. Они признали правомерность подхода Веснина, но добились присуждения архитектору только третьей премии.

Впервые В. Веснин воплотил свои идеи в построенном в Москве комплексе зданий Института минерального сырья. Вместе со своими студентами он создал прообраз города будущего. Посетивший построенный институт американский архитектор Р. Таут назвал постройку Веснина шедевром современной архитектуры.

Конец двадцатых - начало тридцатых годов стали для Виктора периодом особого подъема. Он возглавил специализированную мастерскую промышленного проектирования, вместе со своими сотрудниками создавал проекты рабочих клубов, универмагов, заводов. Типичный пример совместного творчества братьев Весниных в это время - универмаг на Красной Пресне (1927). В эти годы у архитектора завязалась тесная дружба с Г. Орджоникидзе, который помог ему осуществить ряд проектов. Крупнейшей работой В. Веснина становится проектирование комплекса Днепрогэса. Несмотря на то что большинство членов комиссии не принимали эстетических позиций конструктивизма, они были вынуждены поддержать проект Веснина, признав его наиболее функциональным и экономичным из всех представленных на конкурс.

В Москве в 1930-1934 гг. по чертежам Веснина возводится Дворец культуры автозавода ЗИЛ и здание для Общества бывших ссыльных и политкаторжан (ныне Театр киноактера). Осматривавший постройки знаменитый архитектор Ле Корбюзье назвал Виктора Веснина крупнейшим русским архитектором XX века.

Вдохновленный успехом, Виктор руководит проектированием Камской электростанции, разрабатывает проект реконструкции завода ЗИЛ. К сожалению, не все спроектированные им здания были построены.

К середине тридцатых годов конструктивизм постепенно уступил место архитектуре неоклассицизма. Образцовыми постройками стали считаться дома с архитектурными излишествами. Поэтому В. Веснин постепенно отходит от практической работы и сосредотачивается на преподавании. Он активно занимается общественной деятельностью: избирается депутатом Верховного Совета СССР первого и второго созывов, добивается организации Академии архитектуры и становится ее первым президентом. Он занимал этот пост до конца своих дней.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!