Ярослав Мудрый
(около 978-1054) великий князь киевский
Ярослав был сыном киевского князя Владимира I и византийской принцессы Анны, дочери императора Василия II. Всего у Владимира было двенадцать сыновей, но Ярослав Мудрый внес самый большой вклад в русскую историю. Он получил превосходное для своего времени образование, хорошо знал греческий язык — не только говорил, но и писал на нем. Очевидно, от матери он унаследовал уважение к религии. Ярослав сам всю жизнь оставался твердым христианином и много способствовал тому, чтобы христианство укрепилось на Руси.
Второй страстью Ярослава были книги. Он получил от матери большую библиотеку, которую она вывезла из Византии, и постоянно пополнял ее новыми книгами.
После смерти князя Владимира, Ярослав как старший сын должен был занять его место. Однако на киевском престоле оказался один из его братьев, Святополк, который занял престол силой и даже попытался устранить всех своих братьев. Тогда от него приняли мученическую смерть младшие братья Борис и Глеб, а затем и Святослав.
Целых четыре года между братьями продолжалась кровопролитная война, которая закончилась победой Ярослава. Ему удалось разгромить войско своего брата, после чего Святополк бежал за пределы Руси и вскоре погиб от руки варяжского князя Эймунда. За чрезмерное честолюбие и жестокость Святополка еще при жизни прозвали Окаянным, тоесть подобным Каину — библейскому герою, убившему своего брата Авеля.
Победив брата, Ярослав Мудрый, как об этом рассказано в летописи, «сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».
Он правил долгих тридцать пять лет, с 1019 по 1054 год. Это было время политического и экономического расцвета Киевской Руси. В 1036 году у стен Киева, Ярослав наконец разгромил войско печенегов, после чего они больше не приходили на Русь. В память об этой великой победе он велел построить в Киеве храм, который получил название собора святой Софии. Он был точной копией константинопольского собора, который тогда считался самым главным храмом христианского мира. Так Ярослав Мудрый добился, чтобы Киев считался равным столице Византии.
Потом похожие соборы стали строиться в Полоцке и Новгороде. Для новгородцев Софийский собор стал олицетворением свободы и независимости их города.
Во время правления Ярослава Мудрого, Киев превратился в один из крупнейших городов христианского мира. Так, парадный въезд в город был украшен Золотыми воротами, в городе было построено около четырехсот церквей, несколько рынков. Чтобы подчеркнуть могущество Руси и ее равенство с Византией, Ярослав сделал важный политический шаг, назначив киевского митрополита без согласования с константинопольским патриархом. Главой русской церкви стал известный писатель и богослов Илларион, автор «Слова о законе и благодати».
Ярослав Мудрый особенно заботился о просвещении Руси. В этом деле он продолжил политику своего отца, князя Владимира. Ярослав расширил открытое еще Владимиром киевское училище, где готовили священнослужителей, а также открыл аналогичную школу в Новгороде, где одновременно могло учиться около 300 человек. При Ярославе началось и летописание. Первые летописцы появились сначала в Киеве, а около 1050 года летопись начали вести и в Новгороде. Затем эта традиция распространилась по всей Руси.
Успехи просветительской политики Ярослава во многом объяснялись тем, что он сам был образованным человеком и очень любил книги, за что впоследствии его и прозвали Мудрым. Он собрал в Киеве писцов и переводчиков и поручил им переводить с греческого византийские книги. Это были богословские и исторические сочинения не только византийских, но и греческих авторов. Списки с этих переводов потом распространялись по разным монастырям. Так шаг за шагом Русь приобщалась к великой культуре античного мира.
Чтобы закрепить ее положение среди других стран, Ярослав Мудрый установил родственные связи с могущественнейшими монархами христианского мира. Один из его сыновей — Всеволод — стал зятем императора Византии Константина IX, а дочери — Анна, Анастасия и Елизавета — вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.
К тому времени авторитет Руси в христианском мире был уже достаточно высок, о чем свидетельствует хотя бы такой факт. Когда одна из дочерей киевского князя Анна Ярославна короновалась во Франции, для этой церемонии из Киева привезли специальную Библию, которая после торжественного обряда осталась в Реймском соборе, и впоследствии на ней короновались все французские монархи вплоть до 1825 года.
Ярослав Мудрый старался укрепить и внутренний порядок в русских землях. При нем был составлен перечень необходимых законов, получивший название Правда (от глагола прави-ти — т.е. совершать суд). Позднее она стала основой Русской правды Владимира Мономаха. В Правде Ярослава был впервые установлен единый порядок судопроизводства на всей территории Руси. Кровная месть, с помощью которой люди издавна чинили самосуд, была ограничена и заменена системой штрафов. Новое русское судопроизводство во многом повторяло европейскую систему, однако, в отличие от других стран Европы, на Руси отказались применять пытки для получения показаний.
В 1054 году Ярослав Мудрый тяжело заболел. Не желая, чтобы сыновья повторяли его горький опыт и воевали между собой за власть, он заранее распределил наследство и еще при жизни отдал все необходимые распоряжения. Своим преемником Ярослав назначил старшего сына Изяслава. Остальным детям также отписывались в удел различные города.
Ярослав Мудрый скончался, оставив детям последний наказ — «сообща беречь русскую землю». Но этот завет был выполнен лишь при Владимире Мономахе.
Добавить комментарий