Жилярди Дементий Иванович
(1785-1845) российский архитектор
В историю русского искусства и культуры вписано немало имен иностранных мастеров, которые приезжали в Россию в поисках работы и счастья, и Россия нередко становилась для них второй родиной. Здесь они получали условия для творческой работы и обретали безбедное существование.
Много мастеров приезжало в Россию и из Швейцарии. Среди них особенно ценились строители и архитекторы. Благополучная Швейцария уже не нуждалась в их услугах, и они уезжали в другие страны, где могли применить свои способности. То же самое произошло и с родом архитекторов Жилярди. Их семья жила близ швейцарского города Лугано, откуда в поисках лучшей доли отправилась в Россию.
Начиная с 1780-х годов в России работало восемь архитекторов и каменных дел мастеров двух, а возможно, и трех поколений Жилярди. Первыми приехали в Россию в 1787 году три брата Жилярди. Иван и Осип были приняты на государственную службу в ведомство Московского Воспитательного дома, которое ведало домами для незаконнорожденных детей и сирот, казенными учебными заведениями и больницами. Иван проработал в России 28 лет и уехал на родину в 1817 году. Осип оставался здесь 33 года и уехал домой в 1822 году. С самого раннего возраста обучались архитектуре и работали в России представители следующего поколения семьи Жилярди. В возрасте четырнадцати лет приехал в Москву сын Осипа Жилярди Александр (1808—1871). Впоследствии под его руководством в Москве было выстроено несколько зданий, в том числе католические костелы на Малой Лубянке и в Милютинском переулке. С 1827 года Александр Жилярди становится архитектором ведомства Воспитательного дома, а в 1838—1845 годах входит в комиссию по строительству храма Христа Спасителя, который осуществлялся по проекту К.Тона.
С одиннадцатилетнего возраста был связан с Россией и ее культурой и сын Ивана Жилярди — Доменико, которого здесь звали Дементий, а потом и Дементий Иванович. Он стал одним из выдающихся архитекторов русского классицизма первой трети XIX века.
Доменико родился в швейцарском городке Монтаньоле. В 1796 году мальчик вместе с матерью впервые приехал к отцу в Россию. Это была длинная и трудная дорога — по воде и суше через Лугано, Инсбрук, Нюрнберг, по Эльбе до Любека, оттуда по Балтийскому морю до Петербурга и потом уже на лошадях до Москвы.
Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, он не сразу увлекся архитектурой. Он мечтал стать художником, пейзажным живописцем. В 1799 году отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи. При содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны мальчик получает государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает свои рисунки отцу, который внимательно следит за успехами сына.
В конце 1803 года Доменико Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию, где он должен был продолжать свои занятия живописью в Миланской Академии искусств. Но художником Доменико Жилярди все же не стал. Он критически оценил свои возможности и способности, подумал о своей будущей деятельности в России и решил заняться архитектурой, которая больше отвечала особенностям его дарования.
В1806 году Жилярди окончил Миланскую Академию, а потом еще в течение четырех лет совершенствовал свои знания, изучая искусство и архитектуру городов Италии — Рима, Флоренции и Венеции. В июне 1810 года он вернулся в Россию и 2 января 1811 года был определен помощником отца в ведомство Московского Воспитательного дома, с которым оказалась связана вся его последующая творческая судьба.
По возвращении в Россию Жилярди создал свой первый проект грандиозного парка и преподнес его императрице Марии Федоровне, очевидно, в знак признательности за стипендию, которая позволила ему учиться в Италии. Этот проект, который Жилярди рассчитывал осуществить сам, не сохранился или, может быть, до сих пор не опознан.
Одной из самых значительных работ Дементия, в которой проявилось его мастерство как архитектора и патриотическое отношение к своей новой родине, был памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Жилярди решил построить не храм, а триумфальную колонну, подобно памятникам в честь Чесменской и Полтавской побед. Патриотическим содержанием была наполнена тема этого памятника: «Россия, дарующая мир Европе».
Жилярди участвовал в конкурсе на проектирование Петровского (Большого) театра, который был объявлен в 1816 году. В следующем году началось восстановление здания Московского университета, пострадавшего от пожара 1812 года, и Жилярди тоже принял в нем участие.
Архитектор учел проекты реконструкции всего центра Москвы, которые он знал. Предполагалось создать совершенно новый облик центра, и работы по его реконструкции уже начались: заново была спланирована Красная площадь, перестроенные О.И.Бове Верхние торговые ряды с колоннадой и широким куполом усилили ее торжественный характер, разрабатывался ансамбль Театральной площади, где тогда только еще планировалось выстроить Большой театр; река Неглинка заключалась в подземную трубу, у Кремлевской стены должен был появиться Александровский сад, только что был построен Манеж.
Над восстановлением здания Московского университета трудилось множество людей — одних только каменщиков и плотников было около трехсот человек. В марте 1819 года работы были закончены, и комиссия нашла, что здание университета отстроено прочно и в надлежащей исправности.
В 1818 году Жилярди поручили составить проект кардинальной перестройки Вдовьего дома и здания Екатерининского училища. Во время пожара 1812 года Вдовий, бывший Инвалидный, дом горел, и в нем погибло до 700 тяжело раненных воинов. В 1813 году здание отремонтировали, чтобы его можно было как-то использовать. А здание Екатерининского училища, в котором теперь находится театр Российской Армии, было переделано почти полностью. Кроме того, Жилярди принимал участие в строительстве и проектировании частных домов: дома А.П.Хрущева, дома Луниных, где сейчас располагается Музей народов Востока.
Очень важным этапом в его творчестве стало строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (ныне это Академия медицинских наук). Опекунский совет — единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди. До сих пор он занимался тем, что перестраивал или восстанавливал старые постройки, а в этом проекте он сумел более полно осуществить задуманные идеи.
Одновременно с работами в Москве Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки находятся в Кузьминках, подмосковном имении князей Голицыных. После этого ему поручили строительство здания для Ремесленного заведения Воспитательного дома, где сейчас находится Московский технический университет имени Баумана.
В 1832 году Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России — мавзолея в Отраде, после чего уезжает к себе на родину, в Швейцарию. Причин, которые побудили архитектора покинуть Россию, было несколько. В последние годы он испытывал угнетенное состояние, у него ухудшилось здоровье, к тому же он давно уже был вдовцом, а единственная дочь воспитывалась в Швейцарии.
С отъездом из России творческая деятельность Жилярди тоже постепенно сошла на нет. На родине он построил только одну часовню, придав ей в память о Москве формы московского классицизма.
Остаток своей жизни Жилярди провел между своим поместьем в Швейцарии и Миланом, где он жил зимой и где умер в феврале 1845 года. Он не оставил прямого потомства. Франческа была единственной из его детей, достигших зрелого возраста. Род Жилярди продолжается по косвенной линии от вернувшихся в Швейцарию и также работавших в Москве его двоюродных братьев, потомки которых хранят оставшееся наследие зодчего.
Добавить комментарий