Золя, Эмиль
(1840-1902) великий французский писатель
В историю французской и мировой литературы Э.Золя вошел прежде всего как автор серии социальных романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи», объединившей 20 произведений («Чрево Парижа», «Нана», «Западня», «Дамское счастье», «Жерминаль», «Разгром» и др.).
Эмиль Золя родился в Париже. Его отец, Франсуа Золя, итальянец по национальности, был известным инженером и изобретателем: он участвовал в строительстве одной из первых в Европе железных дорог, в сооружении Симплонского тоннеля. Это был человек очень энергичный, полный смелых технических замыслов. Семья переехала на юг Франции, в небольшой городок Экс, где инженер Золя разрабатывал проект строительства общественного канала. В 1847 году Франсуа Золя умер от воспаления легких, и семья оказалась в крайне тяжелом положении. Эмиль получил среднее образование в казенном колледже Экса. Здесь он подружился с Полем Сезанном, будущим знаменитым художником-импрессионистом.
Приехав в Париж для получения высшего образования, Золя не сдал экзамены на степень бакалавра, и для него началась полная лишений жизнь. Он был писарем на товарных складах, перебивался случайными заработками, был мелким служащим в издательстве Ашетт. Были и времена, когда он оставался без работы, ночевал на улице, голодал. Но Золя твердо решил стать писателем, очень много занимался и в 1864 году опубликовал свой первый сборник рассказов «Сказки Нинон».
После появления романа «Тереза Ракен» имя Золя становится известным в литературных кругах. В это же время молодой литератор разрабатывает идею создания романов под общим названием «Ругон-Маккары», в которых будет воплощена концепция нового направления в литературе — натурализма. Золя вместе с братьями Гонкур становится теоретиком натурализма, основные идеи которого были изложены им в работах «Экспериментальный роман» и «Романисты-натуралисты».
Писатели-натуралисты считали, что судьба человека, его духовный мир предопределены социальной средой, бытом, наследственностью. По мнению натуралистов, художественный образ подобен медицинскому экрану, позволяющему увидеть и внутренние органы человека. Герой внутренне не свободен, он несет в себе пороки общества и пороки наследственности.
«Ругон-Маккары» (1871 — 1893) — это история пяти поколений одной семьи, берущей начало от дочери плассанского огородника Аделаиды Фук и отцов ее детей — хитрого и хищного крестьянина Ругона, а после его смерти — пьяницы и бродяги браконьера Маккара. У их потомков наследственные пороки сказываются даже в третьем-четвертом поколениях.
Судьба героев и исход повествования трагически предопределены наследственностью предков и социальной средой, которая «засасывает» человека. Золя не создал героев-личностей, сильных и волевых. Он был мастером описания толпы, социальной и профессиональной среды, массовых сцен. Он показывал жизнь рабочих окраин растущих городов, шахтерских поселков, обитателей доходных домов, продавцов универмагов. Золя ввел в литературу понятие психологии толпы.
Жизнь писателя была небогата событиями. Он вел размеренный трудовой образ жизни. У него появилась семья. В1872 году он познакомился с Тургеневым, который стал его другом и познакомил его с русскими писателями. С 1875 года по инициативе Тургенева Золя начал сотрудничать с русским журналом «Вестник Европы». Французский романист-новатор скоро стал широко известен в России, и некоторые его романы публиковались во Франции и в России одновременно.
У Золя появились друзья и среди французских писателей. В его доме в Медане, недалеко от Парижа, собирались молодые литераторы, которым он покровительствовал. В 1880 году при участии Золя вышел в свет сборник новелл молодых писателей «Меданские вечера», где впервые была опубликована новелла «Пышка» еще никому не известного Ги де Мопассана.
Золя также писал статьи в защиту художников-импрессионистов, против официального салонно-академического искусства.
Эмиль Золя был избран членом Французской академии, награжден орденом Почетного легиона — высшей наградой Франции. Он был уже очень знаменит, когда началось дело Дрейфуса, ставшее важнейшим событием в жизни писателя. В 1897 году французский офицер, еврей по национальности, Альфред Дрейфус был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Дело было сфабриковано военными властями с целью подъема националистических чувств французов под видом защиты величия Франции. Страна разделилась на два лагеря — дрейфусаров (защитников Дрейфуса) и антидрей-фусаров. Золя опубликовал ряд статей и писем, предупреждающих общественность об опасности военной реакции. Самым известным стало его открытое письмо к президенту республики «Я обвиняю». Реакция властей была незамедлительна: Золя был исключен из Французской академии, его привлекли к суду, который приговорил писателя к году тюремного заключения и денежному штрафу. Не дожидаясь исполнения решения суда, Золя уехал в Лондон и вернулся во Францию только после победы дрейфусаров.
После окончания работы над «Ругон-Маккарами» он написал трилогию «Три города» («Лурд», «Рим», «Париж») и работал над социальной утопией «Четыре евангелия», оставшейся незавершенной.
В 1902 году Эмиль Золя был найден мертвым в своей квартире: он умер от угарного газа из-за неисправности трубы.
Добавить комментарий