Ахматова Анна Андреевна

(настоящая фамилия - Горенко)

(1889-1966) русская поэтесса

Анна Андреевна Ахматова прожила интересную и трудную жизнь. Она не только была самобытной личностью, но и «поражала своей царственной красотой», - так говорили ее современники.

Анна Андреевна родилась в Одессе, здесь и начинается ее биография. Ее отец Андрей Горенко был отставным инженер-механиком флота. Свой литературный псевдоним она взяла по фамилии бабушки. По воспоминаниям поэтессы, первое стихотворение она написала в 11 лет и «стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ( « На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный Нос»)». Первое стихотворение было напечатано в 1907 году в парижском журнале «Сириус», который издавал Н. С. Гумилев, ее будущий муж. В этом же году она поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве, но тогда уже понимала, что только поэзия ее призвание.

В 1910 году Анна Ахматова выходит замуж за Николая Гумилева, известного русского поэта, переводчика и критика. Вместе с мужем она была в Париже, путешествовала по Италии, была знакома со многими известными художниками, артистами, поэтами. Всем известен портрет Анны Андреевны, написанный Модильяни. В 1912 году родился ее единственный сын - Лев Николаевич Гумилев, известный историк и этнограф. В марте этого же года в Петербурге выходит первый сборник стихов Анны Ахматовой под названием «Вечер», а в 1914 году - сборник стихов «Чётки», который приобрел большую популярность. Ахматова создает портрет любящей женщины. В этих сборниках проявились черты, определившие ее творчество: напряженность любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини, ориентация на современную разговорную речь.

Следует отметить, что в те годы в России многие поэты увлекались различными течениями (футуризм, символизм, акмеизм). Вместе со своими друзьями Мандельштамом, Нарбутом и Зенкевичем, Анна Ахматова принадлежала к числу поэтов-акмеистов, но самобытное оригинальное поэтическое мышление не позволило ей замкнуться в рамках одного течения.

1917 год вносит много изменений в биографии людей, в том числе и Ахватовой, выходит третий сборник стихов « Белая стая». Поэтическая манера Ахматовой заметно меняется. Ее интересуют не только темы, связанные с личными переживаниями, но и темы, связанные с событиями Первой мировой войны и приближающейся революции. Впервые появляются интонации одиночества и пророчества.

В стихотворениях, написанных после Октябрьской революции, мы находим отклики на современные, особенно политические, события. Анна Ахматова не приняла революцию, но и не могла оставить Родину.

После революционных событий она работала в библиотеке Агрономического института. Ее стихи неоднократно переиздавались и пользовались успехом. В 1921 году вышел сборник «Подорожник», а в 1922 году - книга «Anno Domini MCMXXI». В эти годы Анна Андреевна занимается изучением жизни и творчества А. С. Пушкина и архитектуры старого Петербурга. В течение всей жизни эти темы будут присутствовать в ее творчестве. Это прежде всего «Каменный гость» Пушкина», «Золотой петушок», «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина», «Слово о Пушкине», «Пушкин и Невское взморье», «Петербург в творчестве Пушкина» и другие работы.

В биографии поэтессы было и счастье, и горе, и внимание поклонников, и несправедливые обвинения во враждебности ее стихов по отношению к народу, и чувство одиночества, и радость дружбы. Много страданий пережила Ахматова в своей жизни. В 1921 году был расстрелян ее муж Николай Гумилев. В 1935 году арестован сын; потом он арестовывался еще дважды (в 1938 и 1949 годах). 17 месяцев провела в тюремных очередях Анна Ахматова. Трагедию сталинских репрессий великая поэтесса переживала вместе с народом. В эти годы у нее возникает идея создания поэмы «Реквием». Поэма - лирический дневник очевидца эпохи, но если мотивы беды, трагедии в ранней поэзии были воплощены как мотивы личные, то начиная с 30-х годов трагедийные темы становятся общезначимыми. Только великий художник мог отразить боль и страдания своего народа в этот страшный период. «Реквием» - это поэтическое обвинение сталинских репрессий. Работа над этой поэмой продолжалась 20 лет.

Любить Родину было для Ахматовой совсем не просто. Сколько мук и горестей ей пришлось испытать; но ни одного упрека не бросила поэтесса своей Родине.

Особый период в жизни и творчестве Анны Ахматовой занимает Великая Отечественная война. В начале войны она была в Ленинграде, а в сентябре 1941 года из блокадного города вылетела в Ташкент.

Во время войны Анна Ахматова, как никогда прежде, остро почувствовала себя единой с народом, землей, на которой родилась и на которой испытала радости и горести бытия. Об этом говорят написанное 23 февраля 1942 года знаменитое стихотворение «Мужество» и стихотворение «С самолета» (май 1944 г. )

Замкнутая отрешенность интимно-лирической темы, свойственная всем этапам творческого пути Ахматовой в довоенные годы, отступает перед горячей патриотической, общественной взволнованностью, уступает место благонравному гуманизму человека, потрясенного судьбой Родины, участью своих сограждан, их страданиями и болью. Говоря о гражданском и патриотическом пафосе стихов, написанных во время войны, следует отметить, что в это же время были созданы стихи, продиктованные отчаянием и ощущением трагического одиночества.

В послевоенные годы Анну Андреевну ждал очередной удар: ее исключили из Союза писателей. Это было связано с постановлением ЦК КПСС 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград». Творчество Ахматовой и Зощенко подверглось резкой критике, но Анна Андреевна продолжала писать. В 1950 году были созданы стихотворения «Говорят дети», «В пионерлагере», «Песня мира», «Прошло пять лет - и залечила раны. . . », «Приморский парк Победы» - это было закономерное продолжение патриотической лирики военных лет. В это же время она занимается переводами мировой поэтической классики, стихов народных и современных поэтов. В шестидесятые годы были изданы два сборника стихов Ахматовой - «Тростник» и «Седьмая книга». В 1962 году была закончена «Поэма без героя», которую она писала 22 года. В предисловии Анна Ахматова написала: «Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей - моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады». «Поэма без героя» по праву может считаться вершиной лиро-эпического творчества Анны Ахматовой. Здесь трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта проецируется на тему надвигающегося крушения старого мира. В полной мере проявилось здесь и традиционное для Ахматовой умение ритмически организовывать поэтический текст, выбрать точное, ясное и мелодически звучащее слово. Следует сказать, что все эти качества характерны и для многочисленных переводов, сделанных поэтессой из восточной, западноевропейской и прибалтийской поэзии.

В шестидесятые годы к Ахматовой приходит мировая известность: международная литературная премия «Этна-Таормина» была присуждена ей в 1964 году, звание почетного доктора Оксфордского университета - в 1954 году. Анна Андреевна посетила Италию, Англию, Францию. Итог своей сложной, но интересной жизни она подвела заключительными строками автобиографии, написанной незадолго до смерти, в 1965 году: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Биография Анны Андреевны Ахматовой прервалась 5 марта 1956 г., она в умерла в санатории в Домодедово (Подмосковье). Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!