Гумилев Николай Степанович
(1886-1921) русский поэт, переводчик, литературный критик
Николай Степанович Гумилев был младшим современником таких известных поэтов, как Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, которые тогда уже считались законодателями российской поэзии. Он и сам увлекался их стихами, но подражать никому не хотел. Гумилев все время стремился выделиться из круга тогдашней словесности, обратить на себя внимание даже своим внешним обликом. Вспоминая в эмиграции о своем друге и учителе, Г. Иванов утверждал: "Гумилев говорил, что поэт должен «выдумывать себя». Он и выдумал себя, причем настолько всерьез, что маска стала его живым лицом не только для читателей, но и для большинства знакомых."
Действительно, многое во внешности Николая Гумилева сразу обращало на себя внимание: неправильно посаженные глаза, слегка косившие, короткая стрижка, необычная одежда, в которой всегда присутствовали какие-нибудь экзотические детали — оленья доха или галстук необычайного оттенка.
Гумилев Николай Степанович родился в Кронштадте, в семье морского врача Степана Яковлевича Гумилева. Скоро отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Мальчик с двенадцати лет начал писать стихи и рассказы, а в 1900 году впервые опубликовал свое стихотворение в газете «Тифлисский листок», издававшейся в городе, куда семья переселилась на время из-за болезни старшего брата поэта.
В 1903 году Николай Гумилев вернулся в Царское Село и поступил в Царскосельскую гимназию, директором которой был известный поэт и педагог И. Анненский. Он оказал особое влияние на формирование литературных вкусов Гумилева. По словам его будущей жены А. Ахматовой, в то время поэт «поверил в символизм, как люди верят в Бога». Эта увлеченность нашла отражение в первом сборнике стихов Николая Степановича Гумилева «Путь конквистадоров», который он выпустил в 1905 году.
Отец настаивал на том, чтобы сын получил серьезное образование, и Николай Гумилев уезжает в Париж, где поступает в Сорбонну. Здесь он слушает лекции по французской литературе, изучает живопись и продолжает писать стихи. Он даже издал три номера журнала «Сириус», в котором напечатал свои произведения, а также стихи неизвестной пока поэтессы Анны Горенко — будущей знаменитой Анны Ахматовой. В 1908 году в Париже вышел второй сборник стихов Гумилева под названием «Романтические цветы», который он послал в Санкт-Петербург Валерию Брюсову. Знаменитый поэт благосклонно оценил стихи своего молодого коллеги и написал ему, что они «теперь красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме».
Вернувшись в Петербург, Николай Степанович Гумилев поступает на юридический факультет Петербургского университета, а затем переводится на историко-филологический факультет. В это время он по-настоящему «заболевает» Востоком и тайно от родителей отправляется в 1908 году на два месяца в Египет. Позже он совершит еще несколько путешествий в экзотические страны, в частности в Абиссинию. Каждый раз, возвращаясь из своих путешествий, он со страстью рассказывает друзьям, в каких замечательных местах побывал и что видел. Одна из его постоянных слушательниц, художница Н. Гончарова, позднее сделает иронический рисунок, на котором Гумилев изображен верхом на жирафе. Сам же поэт мечтает опять уехать в страны, где:
Каналы, каналы, каналы.
Что несутся вдоль каменных стен.
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.
В отличие от многих современников, Николай Степанович воссоздает подлинную экзотику Востока. Отдавая дань тогдашней моде на странствующих рыцарей, Гумилев создает собственный образ мятежного по духу и романтически настроенного героя. Завораживают и увлекают не только его стихи, написанные в дальних странах, но даже названия их сборников — «Жемчуга», «Шатер», «Огненный столп». Эту свою поэзию Николай Гумилев называл Музой Дальних Странствий.
Надо сказать, что поэт путешествовал не только ради вдохновения. Он выезжал также в качестве руководителя экспедиции от Российской Академии наук и собрал богатые этнографические коллекции. В этих путешествиях он писал не только стихи и рассказы, но и дневники, в которых содержится интересный познавательный материал. Так, например, в своем «Африканском дневнике», Николай Гумилев рассказывало жизни местных племен, об их легендах и поверьях, о тех приключениях, которые ему довелось испытать во время путешествия. Поэт сам ловил акул, переправлялся на канате, перекинутом через реку, кишащую крокодилами, встречался с местными колдунами и пророками. Однажды Николай Степанович Гумилев со своим караваном попал к Гусейну, местному пророку. Возле его жилища находились два огромных камня с узким проходом между ними, которые, по словам пророка, служили для испытания греховности. Надо было раздеться догола и попытаться пролезть между камнями. Кому это удавалось сделать, тот считался безгрешным человеком. А если кто застревал, то умирал в страшных мучениях, так как люди не смели не только помочь ему выбраться, но даже подать кусок хлеба или чашку воды. Об этом свидетельствовало немало черепов и костей, валявшихся возле камней. Гумилев тут же решил испытать себя и узнать, есть ли у него грехи. Ему удалось протиснуться между камнями, но этот его поступок очень напугал спутников поэта, которые долго ругали его за безрассудство. Но такие порывы и романтический настрой были в его характере.
Путешествия обогащали Николая Гумилева новыми образами и впечатлениями, но он никогда не был поэтом-отшельником и не оставался в стороне от тех событий, которые разворачивались в общественной жизни и в литературе. Это было время поисков новых поэтических стилей и выразительных средств. Разочаровавшись в символизме с его «обязательной мистикой», Гумилев старается найти свой путь в поэзии. В 1911 году он вместе с С.Городецким создает новое литературное течение — акмеизм. Девизом акмеистов были «ясность, простота, утверждение реальности жизни». Один из основателей акмеизма С.Городецкий писал в журнале «Аполлон»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война изменила жизнь многих людей, в том числе и Гумилева. Он был единственным русским писателем, который пошел добровольцем на фронт.
С мая 1917 по апрель 1918 года Николай Степанович Гумилев находился в Париже и Лондоне как представитель союзной армии. В литературном отношении это было плодотворное время. Он познакомился с Д. Лоуренсом, О. Хаксли, Г. Честертоном. Возможно, знакомство со служителем Британского музея, известным переводчиком поэзии Артуром Уэлли способствовало тому, что Гумилев увлекся переводами. Он и раньше занимался переводами французской поэзии, в частности, сделал перевод книги Т. Готье «Эмали и камни», который считается лучшим. Сейчас же его больше увлекло переложение китайских стихов. Замечательным оказался и выполненный Гумилевым перевод вавилонского эпоса о Гильгамеше. Прекрасны и его переводы стихотворений Г. Гейне, Р. Сау-ти, С. Колриджа.
Николай Степанович Гумилев приближался к вершине своей поэтической славы, когда его жизнь трагически оборвалась. В августе 1921 года он был расстрелян по обвинению в контрреволюционном заговоре. Такова, во всяком случае, была официальная версия гибели поэта. Но согласно новым сведениям, полученным юристами из материалов дела Николая Степановича Гумилева, его преступление заключалось в том, что он «не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался».
Прошло время, и почти утерянное имя замечательного поэта Серебряного века Николая Степановича Гумилева вернулось к читателям. Многие его отдельные стихи и целые сборники признаются шедеврами русской поэзии. По ним проводятся специальные исследования, авторы которых пытаются определить смысл поэтических странствий поэта.
Добавить комментарий