Алигер Маргарита Осиповна
(1915-1992) российский поэт, очеркист, переводчик, мемуарист
Творчество Алигер Маргариты Осиповны очень многообразно, в нем можно найти и стихи, и путевые очерки, и воспоминания о современниках, и даже целый том переводов, и тем не менее она прежде всего была поэтом, автором лирических стихотворений.
Биография Алигер начиналась весьма примечательно. Она родилась в Одессе в трудное и голодное время. Даже кукла для девочки была сшита из старых тряпок, и одета она была в платье сестры милосердия.
Отец Маргариты был одаренным человеком, способным музыкантом, но высшее образование ему получить не удалось, поэтому он занимался чем придется: служил, давал частные уроки, переводил с различных иностранных языков, которые изучил самостоятельно. Он умер, когда девочке исполнилось десять лет.
Школа стала для Маргариты вторым домом, она воспитала в ней непоколебимую веру в социалистические идеалы и одновременно заразила страстью к путешествиям.
Стихи Маргариты Алигер сочиняла с детства, даже завела тетрадь, на которой написала: «Полное собрание сочинений, том 1» и принялась писать стихи к каждому празднику. Но потом бросила это занятие, решив, что они «ничтожны и беспомощны по сравнению с истинной поэзией».
Закончив семь классов, Маргарита Алигер поступила в химический техникум, а после его окончания пошла работать на химический завод. Но однажды она решила полностью изменить свою жизнь, потому что стихи продолжали писаться как бы сами собой и «скоро ей стало совершенно ясно: нет у нее другого призвания в жизни».
Дорога привела ее в Литературный институт, но поступила она туда не сразу. Потерпев неудачу на экзаменах, девушка устроилась в библиотеку Редакционно-издательского института, ныне Полиграфической академии. Тогда же она стала посещать собрания литературной группы при журнале «Огонек», которой руководил поэт Е. Зозуля. Так началось ее вхождение в литературную среду, состоялось знакомство с известным поэтом Я. Смеляковым, позже с Е. Долматовским. Доводилось Алигер видеть и старейшин поэтического цеха, на одном из вечеров она встретилась с Андреем Белым.
В «Огоньке» были опубликованы ее первые стихи «Будни и дождь». В то время Маргарите было всего восемнадцать лет. На следующий год она стала студенткой Литературного института, который научил ее творческой дисциплине и помог приобрести необходимые знания.
Первый сборник стихов Маргариты Алигер «Год рождения» появился в 1938 году, почти одновременно с окончанием института. Главным в ее поэзии стал образ молодого современника, героя первых пятилеток, ведь Алигер, как и многие ее сверстники, жила идеями социалистических преобразований. В ее ранних стихах мы найдем и отголоски военных действий в Испании, и попытку определить свое место накануне другой войны. В тридцатые годы Алигер начинает выступать как переводчик, занимается общественной работой.
Эти годы были удивительно плодотворным временем в поэтическом творчестве Маргариты Осиповны Алигер, с 1938 по 1940 год у нее вышли три сборника стихов - книги «Год рождения», «Железная дорога», «Камни и травы». Критика встретила их довольно благожелательно, но Алигер все-таки упрекали в излишней исповедальное™ стихов. Столь ярко выраженное лирическое начало было явно не созвучно времени. Но Алигер не могла не быть откровенной, в поэме «Зима этого года» (1938) она рассказала о горе матери, потерявшей своего ребенка. К тому времени поэтесса сама была замужем за аспирантом Московской консерватории и готовилась стать матерью.
Маргарита Алигер мужественно переносила все тяготы, выпавшие на ее долю. Вскоре после начала войны на фронте погиб ее муж, и ей одной пришлось поднимать двух девочек.
Возможно, еще и поэтому Алигер так близко к сердцу восприняла судьбу Зои Космодемьянской. Ведь они были почти ровесницами и испытывали одинаковую ненависть к врагу. Изучив документальные материалы, Маргарита Алигер как бы пережила судьбу героини и создала поэму «Зоя» - поэтическую биографию человека определенного времени. Своеобразным окончанием этой темы стала поэма «Твоя победа» (1945).
В послевоенные годы, как отмечала сама Алигер, все, чем она жила, что тревожило и волновало ее, «все это неизбежно, поздно или рано, становилось стихами». Причем в ее поэтическом творчестве главным всегда оставалась лирика: «Лирика - это душа моя, это я сама, какая есть». Алигер написала лирические поэмы «Первый гром» (1947) и «Красивая Меча» (1951), опубликовала несколько сборников стихов и среди них - «Первые приметы» (1948), «Ленинские горы» (1953), «Из записной книжки» (1958), «Несколько шагов» (1962; 1964), «Синий час» (1970).
В послевоенные годы Маргарита Алигер много путешествует, она побывала в странах Европы, в Америке и Японии. Свои впечатления она отразила в книге «Возвращение в Чили» и в поэтических циклах.
Превратности судьбы не оставляли Алигер и в дальнейшем: она потеряла дочь, мать, один за другим умирали близкие друзья. Бывали времена, когда Алигер ничего не могла писать, потом снова возобновляла работу. Очевидно, в эти годы ей становится ближе жанр «психологического романа» Ахматовой, потому что некоторые стихи явно написаны под влиянием поэтессы.
Приступая к работе над воспоминаниями, Маргарита Алигер поставила перед собой конкретную задачу: «Я хочу писать о своей юности, прямо и просто описывать и рассказывать факты и события». И действительно, избрав форму разговора, доверительной беседы с читателем, она рассказала о многих своих современниках, не утаивая порой довольно нелицеприятных оценок в их адрес и столь же объективно характеризуя себя. В книге Алигер как живые предстают известные поэты и писатели П. Антокольский и Анна Ахматова, Самуил Маршак и М. Светлов, Константин Симонов и И. Эренбург.
Творчество Маргариты Осиповны Алигер до сих пор интересно читателям, во многом благодаря своей доверительной интонации. Она сумела прийти к простоте и смысловой емкости, сохранив свою индивидуальность. Не многие советские поэты сумели за победными фанфарами сохранить свою душу и написать о своем ощущении жизни так, как это сделала Маргарита Алигер.
Добавить комментарий