Аристотель
(384-322 гг. до н. э. ) древнегреческий философ и естествоиспытатель
Аристотель родился в греческом городе Стагире на восточном побережье полуострова Халкидика. Отец его был врачом при дворе македонских царей, поэтому мальчик получил прекрасное образование и в возрасте семнадцати лет отправился в Афины, где стал слушателем в Академии Платона. Там он провел двадцать лет, сначала как слушатель, а затем как преподаватель и член содружества философов-платоников.
После смерти своего учителя в 347 году до н. э. Аристотель покинул Афины и некоторое время путешествовал по Греции. Вначале он отправился в Трааду, на полуостров Малая Азия, а затем на остров Лесбос, где поселился в городе Метилене.
С 343 года до н. э. Аристотель состоял воспитателем и преподавателем тринадцатилетнего Александра Македонского. Он учил будущего царя истории, философии, логике, ораторскому искусству. Вместе с ним Аристотель совершал и военные походы, в частности, побывал в странах Востока. Образ учителя Александра Македонского - мудреца Арасту - вошел в цикл классических поэм об Искандере - так называли великого полководца в странах Востока.
Примерно с 334 года до н. э. Аристотель вновь поселился в Афинах, где преподавал в Ликее. Он читал лекции во время прогулок, отчего учебное заведение получило название Перипата, а слушателей стали именовать перипатетиками, т. е. прогуливающимися.
Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества и ввел систему научной терминологии, существующую и поныне. Он не разделял идеалистических взглядов Платона и установил, что любой вещи свойственны количество, качество, отношение, место, время и образ действия.
Интересен труд Аристотеля «Поэтика», в котором он впервые установил такую особенность литературы, как отражение действительности. Кроме того, Аристотель впервые поставил вопрос о психологическом воздействии литературы на читателя (катарсисе).
Не менее интересны и два других фундаментальных труда Аристотеля - «Физика» и «О небесах». Он установил, что все предметы состоят из огня, воздуха и земли, и вплотную подошел к мысли о том, что в природе ничто не исчезает бесследно.
Учение Аристотеля было развито многими учеными как Востока, так и Запада. О его сочинениях высоко отзывались крупнейшие арабские философы и ученые Авиценна (Ибн-Сина) и Аверроэс (Ибн-Рушд).
Как и его учитель Платон, Аристотель считал, что в природе существует «неподвижный перводвигатель». Позже это положение было развито средневековыми европейскими схоластами, которые увидели в нем зародыш христианского понятия бога. Таким образом, косвенно Аристотель оказал влияние и на формирование представления о едином боге, лежащего в основе христианской догматики.
После смерти Александра Македонского Аристотель вновь вернулся в Халкидику, где и умер.
Значение его деятельности заключается в удивительном даре предвидения и обобщения изучаемых явлений. Даже когда развитие науки опровергло многие положения физики Аристотеля, методическое значение его сочинений не уменьшилось. Так, например, следуя его системе описания небесных светил, польский ученый Коперник первым опроверг учение о том, что Солнце движется вокруг Земли.
Наследие Аристотеля постигла такая же судьба, как и наследие многих его современников: большая часть сочинений погибла, а та, что сохранилась, осталась в виде записок или записей его лекций. Они были опубликованы другим ученым - Андроникусом из Родоса - примерно через 200 лет после смерти Аристотеля.
По широте своих знаний Аристотель занимает в древнем мире такое же положение, как Ломоносов в русской культуре.
Комментарии
И это по вашему подробная
Добавить комментарий