Бабель Исаак Эммануилович

(1894-1940) советский писатель

Литературный взлет Исаака Эммануиловича Бабеля был настолько стремительным, что самые известные критики пророчили ему блестящее будущее. Однако будущее у писателя оказалось трагическим.

В двадцатые годы он написал свои лучшие произведения - «Конармию» и «Одесские рассказы», которые критики сравнивали с лучшими образцами европейской литературы и говорили, что они «острые, как спирт, и цветистые, как драгоценные камни». А все потому, что писатель описывал реальную жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями. Кто-то находит в его произведениях революционную романтику, и она там действительно присутствует, но эта романтика пугает, потому что замешана на жестокости и насилии. Писатель не мог скрыть, насколько ошеломила его та реальность, с которой ему пришлось столкнуться и которая оказалась в полном противоречии с его жизненными и культурными идеалами.

Исаак Бабель родился в Одессе в состоятельной семье. Его отец был правоверным евреем и заставлял сына учить родной язык, Библию и Талмуд. Будущий писатель писал позднее в своей «Автобиографии», что дома ему жилось трудно, так как с утра до вечера приходилось изучать множество наук, поэтому отдыхал он в школе.

Учился Исаак Бабель в Одесском коммерческом училище имени императора Николая I. Это было престижное учебное за-

ведение, где готовили квалифицированных работников банков и крупных коммерческих предприятий. Кроме специальных предметов, в училище хорошо было поставлено преподавание иностранных языков - английского, немецкого и французского. Какое-то время Бабель даже писал на французском языке рассказы.

По окончании училища он поступил в Коммерческий институт в Киеве и закончил его в 1915 году, после чего отправился в Петербург. Однако там молодого человека никто не ждал с распростертыми объятиями, к тому же он был евреем, которые должны были жить там, где им было предписано. Тем не менее Исаак Бабель решил остаться в столице и, скрываясь от полиции, снимал угол у вечно пьяного официанта.

К тому времени у него было написано уже немало рассказов, которые он безуспешно пытался опубликовать. Все редакторы из числа известных литераторов, к кому обращался будущий писатель, советовали ему поступить работать в лавку, но он продолжал надеяться на свою звезду. Так продолжалось, пока Бабель не познакомился с Горьким. Знаменитый писатель, сам прошедший нелегкую школу выживания, поддержал молодого человека и напечатал его рассказы в своей «Летописи». Эти рассказы сделали имя Исаака Бабеля известным, но не в литературных кругах, а в полиции. Молодого сочинителя решили привлечь к уголовной ответственности по статье 1001 (порнография), а также за попытку «ниспровергнуть существующий строй».

Дело в том, что рассказы Исаака Эммануиловича Бабеля были посвящены той прозе жизни, о которой писать «не следовало»: о проститутках, об их жизни, а он соединил духовное и физиологически-плотское, поскольку считал заслуживающим внимания все, что происходит в жизни. Этой позиции он остался верен до конца.

Тем не менее уголовное дело на Исаака Бабеля было заведено, но суд не состоялся только по той причине, что грянула Февральская революция. А Бабель продолжал писать. Однако Горький, опубликовавший первые рассказы Бабеля, остался недоволен его новыми произведениями и посоветовал ему пойти «в люди», набраться жизненного опыта, посмотреть, чем и как живет народ.

В течение семи лет Исаак Бабель испробовал множество профессий и многое познал. Он был солдатом на румынском фронте, потом служил в ЧК, в Наркомпросе, в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме, был выпускающим в 7-й советской типографии в Одессе, работал репортером в петроградских и тифлисских газетах. Как вспоминал сам Бабель, «только в 1923 году я научился выражать мои мысли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять».

Самые, пожалуй, сильные впечатления оставила у Исаака Бабеля его служба в рядах Первой Конной армии, которой он посвятил свою знаменитую повесть «Конармия». Писатель приехал туда как корреспондент газеты «Красный кавалерист» под именем Кирилла Васильевича Лютова. Он должен был писать агитационные статьи и вести дневник военных действий, но одновременно он вел и свой личный дневник, записывая все свои впечатления, которых было множество и которые ошеломляли его. Наблюдая за тем, что происходило, Бабель, по его собственным словам, «думал и тосковал» о судьбах революции. Теперь она представлялась ему совсем не такой, как со стороны, поскольку слишком много было в ней ничем не оправданной жестокости. Он не мог понять, почему казаки убивали всех подряд - и своих врагов, и мирных жителей, и в то же время не щадили себя «ни в жизни, ни в смерти». Он замечал, как в душах людей, вовлеченных в гражданскую войну, бушевали тяжелые страсти, порожденные смутными инстинктами. Получалось так, что те люди, которые боролись за светлые идеалы, были политически и духовно незрелыми, бес-культурными, поэтому несли с собой смерть и разрушение. Писатель в реальности увидел, как в этой бессознательной ненависти погибают идеи революции. И в то же время он не обвинял конармейцев: они были естественны в своих поступках, как бывают естественны звери в лесу. Они жили, как умели, и воевали, как умели.

Отдельные новеллы из цикла «Конармия» Исаак Бабель начал публиковать еще в 1923 году, когда в обществе уже сложились стереотипы о героях гражданской войны. Они представлялись легендарными личностями, а в его произведениях был совершенно другой мир и совершенно другие люди.

Сразу же возникли споры, как понимать и как принимать произведение писателя. То ли это очернительство героической революционной истории, то ли революционная романтика. Большинство критиков увидели в «Конармии» «поэзию бандитизма». Бабелю пришлось объяснять, что он не собирался писать героическую историю Первой Конной армии и что он предлагает читателям художественное произведение, в котором пытается осмыслить все, что увидел и прочувствовал.

В дискуссии принял участие и М. Горький, который снова поддержал Исаака Бабеля. Он опубликовал похвальный отзыв о его произведении, в котором заявил, что увидел в «Конармии» героев, похожих на запорожцев. «Бабель украсил их «изнутри», - писал Горький, - он украсил их даже лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев».

Однако защита Горького не помогла. Вскоре в «Правде» было опубликовано открытое письмо Семена Буденного Максиму Горькому, где прославленный командарм снова обвинял Бабеля в том, что он искажает образ Первой Конной армии.

Критики спорили также и о том, что собой представляет Кирилл Васильевич Лютов, от лица которого написаны многие новеллы в «Конармии». Ведь это имя было хорошо известно читателям газеты «Красный кавалерист», где Бабель печатал свои статьи о военных походах, его хорошо знали и бойцы Первой Конной. С ними писатель и после похода сохранял дружеские отношения. Поэтому многие критики считали, что Лютов и Бабель - одно и то же лицо, но писатель так же изучает своего «двойника» Лютова, как и всех остальных героев. Его персонаж - грамотный, интеллигентный человек, он страдает, наблюдая за тем, что происходит. И в то же время, когда казаки признают его «подходящим парнем», Лютов торжествует и читает им ленинскую речь. Он покорно склоняется перед жестокой силой, понимая свою беспомощность. В какой-то степени Исаак Бабель отчуждает себя от Лютова и относится к нему иронически, но в то же время сочувствует ему, а значит, и себе, поскольку испытывает те же самые чувства.

По словам Блока, в отношениях Бабеля с революцией возникла трагическая «нераздельность и неслиянность». Писателя завораживала революционная стихия - и в то же время пугала.

Так болезненно он переживал стихию разрушения, может быть, еще и потому, что очень любил жизнь. Она для него всегда была и оставалась высшей ценностью. Эти свои чувства Исаак Эммануилович Бабель отразил в «Одесских рассказах», которые можно назвать настоящим праздником жизни.

К Одессе у писателя было особое отношение. Он любил свой родной город и романтизировал его, хотя видел нищету одних и богатое самодовольство других, страдающее еврейское гетто и черносотенную власть. И тем не менее Одесса оставалась для Бабеля символом «раскрепощенного чувства жизни», населенной необычными людьми, для которых жизнь могла быть хорошей или скверной, но в любом случае интересной.

В двадцатые годы он пишет сценарии «Беня Крик», «Блуждающие звезды» и пьесу с символическим названием «Закат». Однако критики увидели в этих произведениях только разрушение старых семейно-патриархальных связей, которые в то время мало кого интересовали.

В 1927 году Исаак Бабель поехал в Париж, где жила его первая семья, но скоро вернулся обратно. Смена впечатлений не развеяла его душевной тоски. По возвращении он писал матери: «Несмотря на все хлопоты - чувствую себя на родной почве хорошо. Здесь бедно, во многом грустно - но это мой материал, мой язык, мои интересы. И я все больше чувствую, как с каждым днем я возвращаюсь к нормальному моему состоянию, а в Париже что-то во мне было не свое, приклеенное. Гулять за границей я согласен, а работать надо здесь».

Однако теперь он писал все меньше и меньше, издавая свои старые произведения, хотя новая жизнь продолжала интересовать его, и он старался принять в ней самое активное участие. Одно время Исаак Эммануилович Бабель даже работал секретарем сельсовета в Молоденове под Москвой и участвовал в коллективизации. В мае 1931 года неподалеку от Молоденова на даче поселился М. Горький, и у них с Бабелем возобновилась старая дружба. В 1933 году Исаак Бабель даже ездил к Горькому в Неаполь и работал там над своей пьесой «Мария».

В начале тридцатых годов писатель много ездил по стране: побывал в Кабардино-Балкарии, в Донбассе, на Днепрострое, в новых совхозах и колхозах, собирая материал для журнала «СССР на стройке». Однако интеллигенция ждала от писателя новых и таких же острых произведений о революции, как «Конармия». Ответственный редактор журнала «Новый мир» даже записал однажды в своем дневнике: «Бабель работал не только в Конной - он работал в ЧК. Его жадность к крови, к смерти, к убийствам, ко всему страшному, его почти садистская страсть к страданиям ограничила его материал. Он присутствовал при смертных казнях, он наблюдал расстрелы, он собрал огромный материал о жестокости революции. Слезы и кровь - вот его материал. Он не может работать на обычном материале, ему нужен особенный, острый, пряный, смертельный. Ведь вся «Конармия» такова. А все, что у него есть теперь, - это, вероятно, про Чека. Он и в Конармию пошел, чтобы собрать этот материал. А публиковать боится. Репутация у него попутническая».

Однако Исаак Эммануилович Бабель реально смотрел на жизнь и понимал, что в тридцатые годы, когда революция воспринималась уже только как героическое время, о ней нельзя было писать по-другому. И тем не менее полностью изменить себя он не мог. В 1930 году Бабель написал рассказ «Колывушка», в котором речь шла об одном эпизоде коллективизации. Главным героем рассказа писатель сделал крестьянина Колывушку, которого признали кулаком. Из жалости к своей любимой жеребой кобыле, которую пытались отнять у него при раскулачивании, Колывушка сам убивает ее топором. Причем Исаак Бабель подробно описывает, как это происходило и как Колывушка поседел за одну ночь. Однако такой безысходный протест не находит отклика в невежественной массе. Ее представляет горбун Житняк, который живет другими заботами и похваляется: «Баба оладий напекла, мы, как кабаны, нашамкались с нею, аж газы пущали... » У Бабеля это звучит не как юмор, а как трагедия.

Со временем имя Исаака Эммануиловича Бабеля встречалось в печати все реже. Его даже стали называть «прославленным молчальником», а молчал он потому, что просто не хотел подстраиваться под чужие вкусы, объясняя свое молчание тем, что читателю дают «стандарт» вместо «хлеба искусства», что в жизнь вошли и плотно в ней засели «казенные слова», что это пошлость, преступление, контрреволюция.

В это время Исаак Бабель старался жить в согласии с тем, что его окружало. Современники вспоминали, что он считал случайностью и недоразумением сталинский террор, а в 1937 году даже выступил с обвинением в адрес осужденных, напечатав статью «Ложь, предательство и смердяковщина».

Такая раздвоенность сознания сопровождала Бабеля всю жизнь и отразилась в его творчестве. В этом и заключалась его трагедия, которая завершилась в 1940 году.

Писателя арестовали 15 мая 1939 года па даче в Переделкине. Вдова Исаака Бабеля, А. Н. Пирожкова рассказывала, что при аресте конфисковали все его рукописи - пять папок.

Потом она узнала, что ее мужа обвиняют «в антисоветской заговорщической террористической деятельности и подготовке террористических актов... в отношении руководителей ВКП (б) и Советского правительства».

27 января 1940 года писателя расстреляли. Через 14 лет Исаака Эммануиловича Бабеля реабилитировали, и военный прокурор подполковник юстиции Долженко написал в заключении: «Что послужило основанием для ареста, из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено 23 июня 1939 года, то есть через 35 дней после ареста Бабеля».

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!