Бергман, Ингрид

(1915-1982) шведская актриса

Эту великую актрису можно отнести как к европейской, так и к американской кинематографии, причем даже трудно сказать, какие работы Ингрид Бергман и в какой стране можно считать наиболее значительными. Об этом спорили практически все те годы, что она играла. Но время расставило все по своим местам, и сегодня Бергман считается гордостью мирового кинематографа.

Возможно, истоки будущей карьеры актрисы следует искать в ее детстве. Мать Ингрид умерла, когда девочке исполнилось три года, и ее стали воспитывать родственники матери. Отец Ингрид был художником, владельцем фотоателье, отличался безупречными манерами и безукоризненным вкусом. Он любил музыку, пел в хоре и мечтал, чтобы его дочь стала певицей. Но вскоре и его не стало. Девочка была еще подростком, когда осталась полной сиротой, и росла в достаточно суровой обстановке.

Единственным спасением для нее был собственный внутренний мир: она играла сама с собой, так как была еще и страшно застенчивой. Именно театр помог Ингрид Бергман раскрепоститься. Но Ингрид напрасно думала, что избавилась от одиночества, - оно будет возвращаться к ней снова и снова. Актриса переживет три брака и сменит множество стран. Но не изменит только своей профессии, которую приобретет в школе при драматическом театре в Стокгольме.

В кино она начала сниматься с 1934 года на студии «Свенк-фильм», где прошла путь от статистки до ведущей актрисы, и за четыре года успела сняться в десяти картинах. Она получила известность, когда снялась в фильмах, составивших национальный кинематографический фонд, - у режиссера Г. Муландера в картинах «Сведенхьелемы» и «На солнечной стороне» (1935), на следующий год - в фильме «Интермеццо» (1936), а еще через два года - в фильмах «Единственная ночь» и «Лицо женщины» (1938).

Созданный Ингрид Бергман характер девушки, наделенной талантом сопереживать другому человеку, способной на романтическую любовь, позволил ей буквально ворваться в американский кинематограф и стать конкуренткой царившим там «женщинам-хищницам» - С. Кроуфорд и Б. Дэвис. Режиссеры и в дальнейшем будут использовать ее типично скандинавскую внешность, столь отличную от облика голливудских красоток. Скоро Бергман завоюет всю Америку; не случайно после съемок с Г. Купером в экранизации романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1941) американки стали подражать актрисе в прическе и одежде.

Приобщаясь к новой для себя стилистике американского кино, Бергман сумела сохранить силу своего драматического таланта, поражая глубиной и непосредственностью чувств, которые она переживала на экране. Свой незаурядный драматический талант актриса впервые проявила, сыграв сложную роль в фильме режиссера Д. Селзника «Касабланка» (1942), где ее партнером был Х. Богарт.

Этапными для нее стали и съемки в фильме режиссера Дж. Кьюкора «Газовый свет» (1944), где Ингрид Бергман проявила себя как трагедийная актриса, передав на экране всю гамму чувств своей героини. За эту работу она была удостоена своего первого «Оскара». По результатам национального опроса в 1946 году Бергман была названа «лучшей актрисой эры звукового кино».

После этого наступило время режиссера Альфреда Хичкока, как известно, предпочитавшего в своих фильмах блондинок. Он снял Бергман в трех картинах - «Завороженный» (1945), «Дурная слава» (1946) и «Под знаком Козерога» (1949). Они принесли ей мировое признание.

И тут совершенно неожиданно разразился невероятный скандал. Ингрид Бергман написала письмо итальянскому режиссеру Роберто Росселини, в котором признавалась, что покорена его фильмом «Рим - открытый город» и хотела бы сниматься у него. Так началась их связь, продлившаяся больше десяти лет. Росселини был женат и ради Бергман оставил свою жену, великую актрису Анну Маньяни. В свою очередь Бергман тоже пришлось оставить мужа и десятилетнюю дочь, которую она увидела только через несколько лет. Позже ее дочь вспоминала, что они с отцом долго считали мать предательницей.

Теперь ей пришлось привыкать к жизни в новой стране, где люди обладали совершенно необычайным темпераментом. Ее новый муж также не отличался ангельским характером. Но некоторое время она была вполне счастлива. Сначала у них с Росселини родился сын Робертино, а потом две девочки-близняшки Ингрид-Изотта и Изабелла. Воспитывая детей, Ингрид Бергман одновременно снималась у своего мужа. В 1950 году вышел фильм Р. Росселини «Стромболи, земля божья» с ее участием, в 1952 году - «Европа-51», затем - «Путешествие в Италию» (1954). В 1956 году Бергман снялась во Франции у режиссера Ж. Ренуара в фильме «Елена и мужчины».

Позже о своей жизни со знаменитым режиссером Бергман расскажет в автобиографической книге, где напишет: «С Роберто я испытывала столь же бесконечное счастье, сколь и глубокие мучения. Но любые беды - неотъемлемая часть нашего существования. Постоянно счастливый человек, наверное, невыносимо скучен. А с Роберто никогда не было скучно».

Пятидесятые годы - это время личного счастья и некоторых творческих успехов. Правда, фильмы Росселини не особенно привлекали внимание зрителей, но Ингрид Бергман была уже известной актрисой и получала немало предложений сниматься. Она много работала с английскими режиссерами. В эти годы она снялась в фильме «Нескромный», «Снова прощай» («Любите ли вы Брамса?»), «Цветок кактуса». Самой удачной оказалась работа в картине «Анастасия», за которую Бергман была удостоена своего второго «Оскара».

Но вскоре после столь знаменательного события второй брак Ингрид распался. Она вышла замуж за театрального режиссера Л. Шмидта, отличавшегося спокойным и ровным характером. Бергман в очередной раз постаралась создать прочную семью, собрала вокруг себя всех своих детей. Много времени и забот Ингрид посвящает своей младшей дочери - Изабелле, которая заболела сколиозом.

Чередование семейных забот с профессиональными - таков теперь удел актрисы. Она пробует расширить свои творческие возможности и в 1967 году после длительного перерыва снялась в одной из новелл шведского фильма «Стимуляторы» у режиссера Муландера, начала играть в театре. Некоторые роли Ингрид подбирал ей муж. Так, по его рекомендации она сыграла в спектаклях «Гедда Габлер» и «Обращение капитана Брассаунда». Она играла и у Джона Гилгуда в спектакле «Верная жена» по пьесе С. Моэма.

Зарубежные гастроли возвращают Бергман американскому зрителю. Один из сенаторов, Ч. Перси, даже выступил в сенате и подчеркнул, что гордится и испытывает признательность к Бергман за то, что она смогла проявить себя и в американской культуре.

Действительно, актриса обладала большим творческим диапазоном, снималась у режиссеров многих стран мира.

В семидесятые годы Ингрид Бергман сыграла в фильме американского режиссера С. Люмета «Убийство в Восточном экспрессе», за который в 1974 году получила еще одну премию «Оскар». Значительной стала и работа в фильме режиссера Ингмара Бергмана - «Осенняя соната» (1978), тоже имевшая все шансы получить «Оскара». Последней ее работой стала роль Г. Меир в фильме «Женщина, которую зовут Голда».

Тяжелая болезнь - рак груди - омрачила последние годы жизни великой актрисы. Она прожила их в одиночестве, поскольку ушел ее третий муж, умер от инфаркта Росселини, дети были заняты собственными проблемами. Но она не боялась умереть. «Я прожила большую жизнь и ни о чем не жалею», - говорила Ингрид.

После смерти прах актрисы был развеян над водами Балтики.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!