Босх (Ван Акен), Хиеронимус
(1450?-1516) голландский художник
Картины Босха поражают каждого, кто их хоть раз видел. Фантастические персонажи, полные диковинок пейзажи уводят зрителя в мир причудливый и призрачный. Но на самом деле Босх изображал современный ему мир и тех людей, которые его окружали. Каждая из картин читается как своеобразный рассказ, в котором за фантастикой и гротеском скрыта реальная жизнь.
Босх родился в голландском городе Хертогенбосе, от названия которого и пошло его прозвище. Семью Ван Акенов хорошо знали и в городе, и за его пределами. И дед, и отец будущего художника были известными в округе живописцами. В городском архиве до сих пор хранится большое число заключенных с ними договоров на изготовление росписей и картин для различных храмов и монастырей.
Хертогенбос был процветающим купеческим городом и на протяжении почти двух веков не уступал по величине главным городам Голландии. Поэтому профессия художника была в нем одной из самых почетных. Многие стремились оставить своим потомкам собственные портреты и богато украшенные дома. Зажиточные горожане охотно вкладывали деньги в строительство храмов и монастырей, что также предоставляло постоянную работу художникам.
По-видимому, учителями Босха были не только его отец, но и приезжавший в город и подолгу живший в нем известный голландский художник Д. Боутс. Как и его отец, Хиеронимус стал со временем членом Братства пресвятой Богородицы, для которого и выполнил свою первую большую работу, написав ряд алтарных картин для собора святого Иоанна. Известно, что эта работа получила высокую оценку Филиппа Красивого, будущего короля Кастилии.
После женитьбы Босх поселился в небольшой пригородной деревне Оерошорт, где получил в приданое за своей женой дом и обширный участок земли. Известно, что он никогда не покидал ближайших окрестностей своего города, хотя и был человеком общительным и любознательным.
Исследователи установили, что Босх был знаком и на протяжении многих лет поддерживал дружеские отношения с Эразмом Роттердамским, мотивы книг которого часто встречаются на его картинах.
Босх никогда не подписывал и не датировал свои работы. Поэтому традиционно принятый подход к изучению его творчества практически невозможен. Можно лишь предполагать, из каких периодов он состоит и какие картины относятся к тому или иному десятилетию его творчества.
Правда, по договорным грамотам и церковным приходным книгам исследователи смогли достаточно точно датировать основные работы художника. Так, известно, что сразу после свадьбы Босх пишет картину «Семь смертных грехов», в которой запечатлевает окружающую его жизнь. Все персонажи действуют в обычной деревенской обстановке, каждый из медальонов, входящих в картину, представляет собой законченную жанровую сценку.
Например, на медальоне «Тщеславие» изображена деревенская модница, которая примеряет перед зеркалом только что купленный белоснежный чепчик. В открытой шкатулке видны ее немудреные украшения: женщина хочет покрасоваться перед тем, как выйти на улицу в обновке.
Не менее интересно и примыкающее к этому медальону полотно «Осуждение», на котором художник изобразил базарного шулера, обманывающего публику с помощью вечной игры в наперстки. Пока доверчивый старик пытается определить, под каким наперстком находится кольцо, подручный шулера вытаскивает у него из кармана кошелек.
Обычно Босх работал в технике «алла прима», то есть писал картину сразу, без предварительных прорисовок и эскизов. Художник был не только живописцем, но и неплохим кузнецом. Известно, что для главного собора города он сделал большую картину на стекле, для которой собственноручно изготовил металлическую раму.
Как и все образованные люди своего времени, Босх увлекался алхимией и был знаком со средневековой демонологией. Одним из его друзей был известный голландский богослов Дионисий ван Рейкель, который основал неподалеку от Хертогенбоса монастырь.
Позже Ван Рейкель был подвергнут преследованию и наказан инквизицией по обвинению в колдовстве. Но Босх не отрекся от друга и продолжал видеться с ним.
Навеянные демонологической литературой образы можно увидеть на многих картинах Босха. Так, на триптихе «Искушение святого Антония» весь задний план занимают ведьмы, летящие на шабаш, а на полотне «Страшный суд» запечатлено несколько эпизодов из черной мессы.
Кроме живописи и кузнечного дела, Босх занимался и изготовлением гравюр. Их оттиски распространялись в разных городах. Поэтому он постепенно становился знаменитым. Его картины находились при многих королевских дворах Европы, и современники воспринимали их как своего рода курьез.
По стилевой манере большинство полотен выполнено в гротескном стиле. Горькая, ироничная, а иногда и саркастичная фантазия Босха точно отражает нравы его времени. Многие художники позже писали о навязчивом демонизме, не замечая, что нелепые фигуры, жуткие выражения лиц всего лишь подчеркивают уродливость нравов Средневековья, когда человек находился в строгих рамках христианского вероучения.
В одном из самых своих грандиозных произведений - триптихе «Сад наслаждений» - Босх создает яркий образ греховной жизни людей. Он произвольно соединяет изображения различных животных и растений и при этом насыщает картину современными ему образами. Поэтому она воспринимается как рассказ о настроении человека, предчувствующего катастрофу. По-видимому, в картине отразилось острое переживание Босхом неудач во время всенародной борьбы голландцев с завоевателями.
В поздних произведениях художника, например на небольших картинах «Святой Иероним во время молитвы» и «Иоанн Креститель», на первый план выступает тема одиночества героя. Босх уже не распределяет действие по всей картине, а сосредотачивает его на центральном образе. Выбор святого в качестве предмета изображения был вовсе не данью традиции, для Босха было особенно значимо, что даже праведник способен на глубокие и всесторонние переживания.
Творчество Босха завершает начальный этап развития голландского искусства. Он подготовил появление таких крупных художников, как Питер Брейгель и Альбрегхт Дюрер.
Добавить комментарий