Бове Осип Иванович
(1784-1834) русский архитектор
Осип Бове родился в Петербурге в семье итальянского живописца Джованни Бове, который был приглашен в Россию по указанию императрицы Екатерины Второй.
Он был младшим ребенком в семье, и отец хотел, чтобы сын унаследовал его профессию и стал художником. Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья переехала в Москву, где и прошла большая часть жизни будущего архитектора. В Москве он продолжил домашние занятия по живописи с отцом и приглашенными учителями, а затем поступил в Архитектурную школу, открытую при Экспедиции кремлевского строения.
В школе преподавали как иностранные, так и русские архитекторы, учившиеся в Европе. Осип Бове занимался с известным итальянским архитектором Ф. Кампорези. Курс обучения был рассчитан на четыре года, после которых выпускники становились помощниками архитекторов.
Во время учебы, Бове работал сначала с одним из основоположников классицизма в русской архитектуре XVIII в. Матвеем Казаковым, а затем с Карлом Ивановичем Росси, представителем позднего классицизма. Он следил за соблюдением точности проектировки частей построек, разрабатывал рабочие чертежи, проводил съемки местности. За два года работы, Осип Бове стал перспективным молодым архитектором.
В 1809 г. он получил чин архитекторского помощника и начал работать в штате Экспедиции. До 1812 года архитекторы Экспедиции занимались проектированием городских застроек в российских губернских городах. Вместе с М. Казановым, Осип Бове сделал проект торгового центра в Твери. Он создал единый архитектурный ансамбль, объединивший постройки различного назначения. Однако не все замыслы архитектора в то время были воплощены в жизнь, поскольку созданные им проекты предполагали полный снос существовавших построек.
После пожара Москвы в 1812 году, когда были уничтожены почти все старые постройки, Бове разработал новый облик второго по значению города Российской империи. Взяв за основу мотивы архитектуры Петербурга, он создал вариант планировки города как системы законченных архитектурных ансамблей.
Восстановление Москвы началось с Московского Кремля. Осип Иванович Бове впервые полностью освобождает огромное пространство Красной площади от мелких построек. По его проекту возводится длинное здание Верхних торговых рядов с небольшой ротондой в центре, образцом для которой послужило здание петербургского Сената. Перед ротондой установили памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Ивана Петровича Мартоса.
Вторым крупным проектом Бове стала радикальная перепланировка северо-западного района, прилегавшего к кремлевским стенам. По проекту архитектора засыпали русло реки Неглинки, разбив на этом месте Александровский сад. Чтобы «расколоть» единую линию кремлевских стен, Бове предложил возвести посередине сада изящный грот, выполненный в романтическом стиле. Его замысел завершил талантливый инженер-механик Августин Бетанкур, по проекту которого построили здание Манежа.
Третьим проектом Осипа Ивановича Бове в Москве, становится архитектурный ансамбль Театральной площади. Центром задуманной композиции должно было стать здание Большого театра. Перед театром архитектор решает разбить сквер, а по сторонам создать ансамбль из нескольких зданий. Таким образом, после того как на площади перестроили частные дома, она обрела единый архитектурный стиль. Одновременно Осип Бове разрабатывает комплексы общих элементов для отделки фасадов. В пятидесятые годы XIX века, взяв за основу проект Бове, русский архитектор Константин Андреевич Тон возводит здание Малого театра.
В 1827 году на площади у Тверской заставы по его проекту возводится своеобразный мемориал, посвященный Отечественной войне 1812 года. Центром композиции становится Триумфальная арка, позже перенесенная на Кутузовский проспект.
Помимо крупных проектов, Осип Иванович Бове занимался и более мелкими. Среди них можно выделить здание городской больницы на Ленинском проспекте.
Добавить комментарий