Бунин Иван Алексеевич
(1870-1953) русский поэт, прозаик, переводчик, мемуарист
Иван Алексеевич Бунин родился в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений. Он во многом идиллически воспринимал помещичью жизнь, хотя к началу XX века от «дворянских гнезд» практически ничего не осталось.
Да и семья самих Буниных из-за неумелого хозяйствования отца будущего писателя находилась на грани разорения.
Писать Иван начинает рано, в семь-восемь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Вероятно, здесь сказалось и дарование мальчика, и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В. А. Жуковский, поэтесса и переводчик А. П. Бунина, путешественник и географ П. П. Семенов-Тяньшанский.
Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Иван Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета.
Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать себе на жизнь. Он очень остро переживал свою личную неустроенность, сожалел о том, что нарушался привычный патриархальный уклад общества. Иван Бунин был противником всяких перемен и не принимал входившие в русскую жизнь буржуазные устои, поэтому он трудно устраивался в окружающем его мире.
Мировосприятие Бунина сказалось и на его творческой манере. Его произведения, классические по стилю, посвящены традиционным темам русской литературы, чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910).
Не менее сложно складывается личная жизнь Ивана Алексеевича Бунина. Получив предложение, он поступает на службу в газету «Орловский вестник», где встречает Варвару Пащенко. Их отношения продолжались около пяти лет, сопровождаясь длительными ссорами и разрывами. Эти взаимоотношения стали основой любовной линии (Лика - Арсеньев) в мемуарной повести «Жизнь Арсеньева» (1933). Правда, Вера Николаевна Бунина считала, что «в Лике соединены черты разных женщин, которых любил он».
Одновременно Иван Бунин постепенно начинает входить в литературные круги, его стихи и рассказы печатаются и в столичных журналах. Он знакомится с Чеховым, который, правда, не очень ценил описательную манеру произведений Бунина, считая, что они перегружены деталями, действие могло бы развиваться более динамично.
Интересно, что некоторые критики также более высоко ценили стихи Ивана Алексеевича (он писал их на протяжении всей своей жизни), считая их более ясными и лаконичными, чем его проза. Сборники «Под открытым небом» (1898) и получивший Пушкинскую премию «Листопад» (1901) - пример развития классической русской поэзии А. Фета, Я. Полонского, А. Толстого.
Ранние рассказы Ивана Алексеевича Бунина достаточно фактографичны, в них он сумел отразить жизнь России до революции 1905 года. Бунин получает литературное признание и знакомится с Максимом Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем».
Для Ивана Бунина это было особенно важно. Расставшись со своей второй женой и потеряв пятилетнего сына, умершего от скарлатины, он мучительно ищет и свое место в жизни, и новые темы творчества.
Вероятно, переходным моментом для него стали путешествия, которые он совершает в Европу и Азию. С 1906 года в поездках писателя сопровождает Вера Николаевна Бунина, ставшая до конца его жизни преданным и самоотверженным другом. Она постаралась сохранить его рукописи и издать их, написала о нем книгу «Жизнь Бунина».
Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Однако сам говорил, что его трудно переводить и он не знает, как вообще его произведения звучат, например, по-английски. Оценка Бунина важна, потому что как переводчик он был известен уже в конце XIX века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию. Тем не менее уже до 1917 года вышло несколько собраний его сочинений. Расширяется и проблематика произведений писателя: он пробует себя в разных формах - пишет о жизни на Востоке, обобщает опыт своих путешествий в путевом дневнике «Воды многие» (опубликованном в 1925-1926 годах).
Октябрьскую революцию Иван Алексеевич Бунин встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма, соединяя эпическую беспристрастность с лирической тональностью. Разнообразны и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется деталь, переходящая на уровень образа-символа.
В 1933 году вместе с И. Шмелевым и Д. Мережковским, Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции.
Однако дальнейшая жизнь Ивана Алексеевича Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает одиннадцатитомное собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.
Добавить комментарий