Чарушин Евгений Иванович
(1901-1965) русский художник и писатель
Иллюстрации Евгения Ивановича Чарушина входят в мир ребенка с первых шагов его жизни. Многие поколения читателей воспитывались и выросли на его книгах. Возможно, это произошло потому, что Чарушин вошел в искусство со своей темой, которой остался верен всю жизнь.
Он родился в небольшом провинциальном городе Вятка, где его отец служил городским архитектором. Но главным увлечением в семье всегда была живопись. Отец Евгения был страстным художником и прекрасным наблюдателем природы. Первой книгой, которую он подарил сыну, было семитомное издание «Жизни животных» Альфреда Брема.
Еще в юном возрасте Евгений начал сопровождать отца в далеких поездках, где никогда не расставался с карандашом и записной книжкой. Его живописные способности впервые отметил гостивший в семье известный русский художник А. Рылов. Он и посоветовал Евгению Чарушину и его другу Ю. Васнецову поступать в Академию художеств.
Но вначале Евгений поступил в вятское Коммерческое училище. Работавший там учителем рисования местный художник А. Столбов также заметил талантливого мальчика и сказал, что ему нужно учиться живописи. Тогда родители перевели Евгения в Вятскую первую мужскую гимназию. После революции она была преобразована в среднюю школу, которую Чарушин и закончил в 1918 году.
Все его планы были нарушены начавшейся Гражданской войной. Он был призван в армию и вскоре начал работать помощником декоратора в армейском культпросвете. Только в 1922 году он демобилизовался, после чего сразу же отправился в Петроград. Любопытно, что на приемных экзаменах в Академию высший балл по рисованию ему поставил известный художник Кузьма Петров-Водкин.
Евгений Чарушин учился в классе, которым руководил художник А. Карев. Именно он подсказал Евгению попробовать свои силы в анималистике — рисовании животных.
После окончания Академии Чарушин стал искать работу в Петрограде и в ходе этих поисков познакомился с Е. Лебедевым, иллюстратором детских книжек. Лебедев и привел его в 1926 году в Студию детских писателей при ленинградском отделении Детиздата, которым руководили О. Капица и С. Маршак. Там Евгений Иванович Чарушин познакомился с молодыми писателями Виталием Бианки, Б. Житковым и Е. Шварцем.
Первой работой художника в области детской иллюстрации стали рисунки к повести Бианки «Мурзук». Книга вышла из печати в 1928 году, и с этого времени Чарушин стал одним из ведущих иллюстраторов книг для детей. А с 1930 года он становится штатным художником Детиздата.
Евгений Чарушин нашел собственный путь в искусстве, сочетая элементы живописи и графики. В те годы многие не приняли подобную стилистику иллюстраций, и на него, так же как и на Лебедева, посыпались обвинения в чрезмерной реалистичности. Его рисунки даже считались непонятными и не приспособленными для восприятия ребенком.
Вместе с тем Евгений Чарушин создал цикл иллюстрированных изданий, книжки с рассказами Бианки. Но настоящим шедевром стала вышедшая в 1930 году книжка «Как мишка большим медведем стал», в которой он не иллюстрировал текст, а как бы пересказывал его содержание в рисунках. Поэтому вместо отдельных иллюстраций художник выполнил книгу как систему страниц-разворотов.
В тридцатые годы Чарушин и сам обратился к литературному творчеству — написал несколько небольших рассказов о животных. Один из них и стал его первой авторской книжкой — «Щур». Там он применил иной прием — вставил маленькие рисунки непосредственно в текст. Если, например, в предложении говорится о птице, то художник дает ее рисунок.
Евгений Иванович Чарушин искал наиболее подходящие для детей средства передачи текстового материала. Поэтому в своих книгах он всегда объединял текст и иллюстрации в единое целое. Поэтому страница обычно представляла собой яркий рисунок с изображением животного и небольшим сопроводительным текстом.
Евгений Чарушин работал медленно, использовал множество набросков. Ежегодно он совершал длительные походы по лесам и заповедным местам, в которых его сопровождали ближайшие друзья, художники В. Курдов и Ю. Васнецов. В его доме жили рыбы, птицы, собаки, кошки.
Художник не только постоянно рисовал, но и систематически занимался прикладным искусством. Начиная с 1936 года на Ленинградском фарфоровом заводе по его эскизам выпускались небольшие фарфоровые статуэтки и красочно расписанные сервизы. Причем он впервые ввел в технику росписи по фарфору особые трафареты с рваными краями. Этот простой прием позволил придать даже тиражным изделиям вид авторского оригинала.
По примеру других членов Студии детских писателей Чарушин сотрудничал и в журналах. Так, в довоенные годы он написал несколько статей, в которых рассказал о том, как надо рисовать животных.
С первых дней войны Евгений Иванович Чарушин, как и многие другие художники, был мобилизован для работы над агитационными плакатами. Только в 1942 году он покинул Ленинград и вместе с семьей переселился в Киров. Там Чарушин также продолжал иллюстрировать книги, посвященные войне, и впервые обратился к монументальной живописи. Он выполнил роспись нескольких стен в детском саду, где занимался живописью с маленькими детьми.
В 1945 году Евгений Чарушин вернулся в Ленинград и продолжил прерванную на несколько лет работу. Кроме книг, он создает серии эстампов, в которых рассказывалось о животных. Эти композиции художник задумал как настенные картины. Поэтому, в отличие от книжных рисунков, их отличает декоративность и яркость красок.
Одновременно Евгений Чарушин работает в области скульптуры, продолжая делать статуэтки для Ленинградского фарфорового завода. Но главным своим делом он неизменно считал книжную иллюстрацию. Всего им было выпущено более тридцати сборников, и среди них несколько книг собственных рассказов.
Очень интересным было сотрудничество Чарушина с Самуилом Маршаком. Оно продолжалось тридцать лет. В 1935 году Евгений Иванович Чарушин выполнил иллюстрации к книжке «Детки в клетке», а в 1965 обновил эти рисунки, ставшие его последней работой. Именно за них художник получил золотую медаль на выставке детской книги.
Добавить комментарий