Дали, Сальвадор

(1904-1989) испанский живописец и рисовальщик, дизайнер

В истории культуры XX века трудно найти более экстравагантную личность, чем художник Сальвадор Дали. Ну кто же еще придумает «внутриутробные воспоминания» и начнет их последовательно описывать?

Начатая им в детстве игра продолжалась всю его жизнь, поэтому он поочередно был то художником, то поэтом, то теоретиком, то сценаристом. Все открытое и придуманное им было впоследствии «растаскано» многочисленными подражателями. И только оказавшись на выставках Дали, где представлены его картины или графика, начинаешь понимать, что этот человек был не только экстравагантен, но и по-настоящему талантлив.

Сальвадор Дали родился в небольшом испанском городе Фигуэрасе на Коста-Браво. Связь с семьей была у него не очень прочной, поскольку родные не принимали чудачеств и выходок сына, их всегда возмущало его неумение правильно тратить деньги. Окончательно же они разошлись после того, как в жизнь Сальвадора Дали вошла Гала, его жена и муза.

Появление Сальвадор Дали в искусстве не было случайным. Он просто оказался тем талантливым человеком, в творчестве которого смогли отразиться противоречия XX века, эпохи войн и революций. Полагают, что вначале он блуждал между кубизмом и реализмом, что позже отразится в нарочитой выразительности его картин.

Сальвадор Дали отразил в своих сюрреалистических картинах расщепленное, неустойчивое сознание современного ему поколения. Не случайно он заявлял: «Сюрреализм — это я!» Правда, во главе новой школы Дали пробыл недолго. В 1929 году он присоединился к сюрреалистам, а в конце тридцатых их пути уже разошлись. Обычно программной картиной этого периода называют «Постоянство памяти» (1931).

Искусствоведы считают, что на творческую манеру Сальвадора Дали оказал влияние Зигмунд Фрейд. Поэтому в его картинах и появились такие поразительные, фантастические образы — деформированные фигуры людей, перетекающие часы, пылающие жирафы. Сам же Дали называл свои работы «рисованными фотографиями снов». Впрочем, кажущиеся на его картинах ирреальными выжженные земли и невероятное нагромождение скал на самом деле являются пейзажами его родной Каталонии, тех мест, где художник родился.

Свои произведения Сальвадор Дали всегда называл эпатажно, вызывающе, например, так: «Обломки автомобиля, превращающиеся в слепую лошадь, кусающую телефон» (1938).

Интересно, что во времена сближения с сюрреалистами Дали впервые попробовал свои силы в кинематографе. Совместно с известным впоследствии испанским режиссером Луисом Бунюэлем он работал над картинами «Андалузский пес» (1929) и «Золотой век» (1930). Их премьера вызвала настоящий скандал, фильмы запретили к показу во Франции, но Дали они принесли известность.

К концу тридцатых годов он приходит к более традиционному стилю. Причем начинает симпатизировать фашистам. Все это заканчивается тем, что художника официально исключили из сюрреалистического движения. На события времени он откликается картиной «Предчувствие гражданской войны» (1936). На ней изображена какая-то страшная конструкция из разлагающейся головы на костяной ноге и с двумя огромными лапами, одна из которых сжимает грудь с окровавленным соском. Она расположена на маленьком ящичке на фоне традиционного безжизненного, мертвого пейзажа.

Однако Сальвадор Дали продолжают воспринимать как «Мистера Сюрреалиста». Так называют его американцы, восторженно встретившие Дали с женой. С этой поездки и начинается настоящая слава художника. Хотя Америка ему не понравилась, именно сюда он приехал во время Второй мировой войны и поселился в одном из дорогих отелей в Нью-Йорке. Деятельность художника в Америке в эти годы необычайно разнообразна. Он пишет картины, ставит балеты, сотрудничает в журналах, оформляет магазины и выступает консультантом по дамским прическам. Он даже оформил на экране эпизоды снов героя в фильме Альфреда Хичкока «Замороженный»(1945).

Многогранность художника проявилась и в том, что он разрабатывал также рисунки костюмов для балета, декораций, ювелирных украшений, мебели.

Сальвадор Дали является автором автобиографических книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (1942) и «Дневник гения» (1966), первую из них он написал, когда ему еще не исполнилось сорока. Но его жизнь была столь насыщенной, что он сумел вспомнить достаточно много и прежде всего рассказал о культурной ситуации в Испании первой трети века.

Послевоенный период творчества Сальвадора Дали получает название католического сюрреализма. Со свойственной ему бесцеремонностью художник посылает эскиз картины «Мадонна Порт-Лигата» (1949) на утверждение Папе Римскому. И все-таки следует признать высокий профессионализм картин Дали, выполненных в это время, — «Тайная вечеря»(1955), «Христос святого Иоанна на кресте» (1951), «Святой Иаков Великий» (1957). Хотя религиозная проблематика вовсе не означала, что Дали перестает экспериментировать.

Любопытны и графические работы художника, прежде всего его прочтение библейских текстов. Он передает столь же расщепленный и мятежный мир, как и Босх, и так же в абсурдности бытия видит определенную гармонию. Сложные, завораживающие символы в сочетании с реалистической условностью были свойственны и всей творческой манере Сальвадора Дали.

Переклички же с Босхом видны и в его картине «Постоянство памяти» (1931), которую считают самой выразительной картиной XX века и сравнивают с образами картины Босха «Сад наслаждений» (ок.1505—1510). Они поражают изощренностью воображения.

В повседневной жизни художник стремился быть скандально непредсказуемым. Он любил придумывать разные несообразности и созывать журналистов для их демонстрации. Но основное внимание он уделял своей внешности, полагая, что в его усах заключена такая же сила, как в волосах у библейского Самсона.

Сальвадор Дали тщательно ухаживал за усами, подкручивал их и подкрашивал синей краской. Большинство современников и запомнили знаменитую маску Дали с застывшим взором и закрученными усами, хотя он на самом деле был не просто привлекателен, но и красив. Если собеседник мог его разговорить, художник оказывался человеком высокоэрудированным, остроумным и афористичным. Впрочем, именно такова его проза.

Понимание Сальвадора Дали невозможно без его «скандальной музы» — Галы (Елены Дмитриевны Дьяковой (1894— 1982). Она была не менее экстравагантна, чем Дали. В одном из своих интервью она даже заявляла, что хотела бы прожить свою жизнь «как сплошной взрыв». Гала славилась своими любовными похождениями и в то же время духовно и физически после встречи с Дали принадлежала только ему. Она была для него всем — его первой женщиной, натурщицей, вдохновителем его многих выдумок, матерью, женой и импресарио одновременно.

Если она не закручивала очередной роман, то, по обыкновению, растворялась в Дали, читала ему вслух, когда он работал, а потом делала замечания. Художник обычно прислушивался и кое-что даже исправлял. Не случайно он однажды включил ее имя в свою подпись под картинами: Гала Сальвадор Дали.

Рассказывая об этой удивительной женщине, как-то забывают, что хотя она была намного старше Сальвадора Дали, но притягивала и своего мужа, и других людей не только особой чувственной красотой, но и глубоким интеллектом, внутренней интеллигентностью.

Ведь не случайно в своих воспоминаниях, старшая сестра Марины Цветаевой, Анастасия заметила о Гала: «Один из самобытнейших характеров, мною встреченных». Кроме того, Гала смогла создать для Дали все необходимые условия, чтобы он только писал, не зная прозы жизни. Именно для него она носила изысканные наряды от Шанель, а когда они снашивались, она заказывала по их подобию новые.

Не случайно после ее смерти, Сальвадор Дали остался отшельником в собственном доме и практически ни с кем не виделся. Когда он умер, то был похоронен под хрустальным куполом музея его работ в Фигуэрасе на Коста-Брава в Испании.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!