Де Тулуз-Лотрек, Анри Мари Раймон
(1864-1901) французский художник
Этот известный живописец и график прожил короткую и трагическую жизнь. Обиженный судьбой калека был истинным аристократом не только по рождению, но и по духу, поэтому многие, даже самые близкие ему люди не догадывались о его мучениях.
Тулуз-Лотрек родился в знатной семье и с детства был окружен любовью и достатком. Все дворовые называли мальчика не иначе как «красивый малыш», а одна из бабушек в умилении окрестила его Маленьким Сокровищем.
Отец Анри граф Альфонс был человеком неукротимого нрава, необузданным и своенравным. Он славился как прекрасный наездник, участвовал в бегах, любил охоту и подчинялся только своим капризам и прихотям. Графиня Адель была полной противоположностью своего мужа. Она любила спокойную уединенную жизнь, чтение и благочестивые размышления. Когда Анри исполнилось три с половиной года, между его родителями произошел разрыв, хотя внешне они поддерживали семейные отношения и даже жили в одном доме.
Граф Альфонс совершенно не интересовался воспитанием своего сына. Поскольку мальчик еще не достиг того возраста, когда можно было гарцевать на чистокровном жеребце, он не представлял для отца никакого интереса. Воспитание малышей граф считал женским делом. Поэтому Анри с раннего детства рос под влиянием матери. Он получил хорошее домашнее образование, охотно занимался историей, математикой, латынью, имел живой восприимчивый ум, но не отличался крепким здоровьем, к тому же шепелявил. Но это нисколько не мешало ему проказничать, он был большим непоседой, подвижным и веселым мальчиком.
В 1872 году семья переехала в Париж, и Анри определили учиться в лицей. Здоровье сына всерьез волновало родителей, он был не по возрасту хилым и тщедушным. Теперь каждое утро мальчик отправлялся с отцом в манеж, где стал учиться верховой езде. Он полюбил животных и часто выезжал с отцом на конные прогулки и на бега в Булонский лес. Граф Альфонс наконец-то обратил свое внимание на сына и много времени проводил с ним, собираясь сделать из него спортсмена.
Однажды отец привел его в мастерскую художника Рене Пренсто. Ловкий наездник, любитель скачек и псовой охоты, тот был главным образом анималистом — с большим знанием писал лошадей, собак, охотничьи сцены и различные эпизоды скачек с препятствиями. После первого посещения Анри стал часто приходить в мастерскую и часами смотрел, как работает художник. Пренсто всегда изображал животных в движении, и Тулуз-Лотрек впоследствии перенял у своего первого учителя этот принцип.
Анри постоянно рисовал. Это стало для него еще одним, а может быть, и главным способом выражать свои мысли. Когда его что-то волновало или, наоборот, веселило, он брал карандаш и тут же делал рисунок.
Несмотря на то, что Анри оставался все таким же болезненным ребенком и часто пропускал занятия, он учился на отлично. Однако закончить лицей ему так и не удалось. Мать возила его по курортам, а потом было решено отправить его в поместье, где он мог вести более здоровый образ жизни. Неизлечимая болезнь давала себя знать и здесь. Иногда Анри приходилось даже ходить с палкой, а в 1878 году вообще случилась трагедия: он упал и получил перелом шейки левого бедра, а через год на курорте в Ницце новое падение и новый страшный диагноз — перелом шейки правого бедра.
С тех пор Тулуз-Лотрек перестал расти и на всю жизнь остался калекой. Неизлечимая болезнь была, очевидно, вызвана наследственностью, поскольку его мать и отец находились между собой в близком родстве: они были двоюродными братом и сестрой.
С тех пор у юноши оставалось единственное занятие — живопись. Он признавался, что был одержим ею. Она стала для него всем: и времяпрепровождением, и убежищем, и способом обмануть свое жизнелюбие. Но самое главное, она помогала ему утвердить себя не только в своих собственных глазах, но и в глазах окружающих. Он не хотел прозябать в безделии, хотя достаток позволял ему ничем не заниматься, и не хотел, чтобы его жалели.
Излюбленными сюжетами Тулуз-Лотрека в это время по-прежнему оставались лошади, собаки, упряжки, сцены скачек и охоты. Его картины, выполненные в светлом колорите, были полны движения.
В семнадцать лет он перебрался в Париж и поступил в мастерскую Леона Бонна, известного художника-портретиста, которого называли «художником миллионеров». Он исповедовал традиции классической французской живописи, и под его руководством Тулуз-Лотрек мог сделать себе блестящую карьеру — стать одним из признанных светских художников. Однако юноша выбрал иной путь, хотя уроки Бонна обогатили его мастерство, как и занятия в мастерской другого признанного художника Ф. Кормона, к которому он перешел позднее.
Уродливый внешне, Анри быстро завоевывал симпатии окружающих, как только они узнавали его поближе. Он не жаловался на судьбу, не требовал к себе снисхождения, но, напротив, привлекал всех своей веселостью и острым умом. Анри развлекал товарищей, подчеркивая свое уродство, хотя делал это в целях самозащиты: лучше самому посмеяться над собой, чем ждать, когда это сделают другие. При этом мало кто знал, какие душевные муки испытывал «маленький обрубок».
Тулуз-Лотрек много времени проводил на Монмартре, парижском районе с множеством кафе, где собирались поэты, художники, музыканты и где, казалось, были сосредоточены все людские пороки. Постепенно Анри отделялся от своих. Внешне казалось, что его взаимоотношения с людьми его круга не изменились, но он чувствовал себя среди них изгоем, тогда как на Монмартре среди таких же отверженных он ощущал себя легко и свободно.
В двадцать лет Тулуз-Лотрек объявил матери, что хочет совсем переселиться на Монмартр. Его решение вызвало протест, родители отказали ему в деньгах на оплату мастерской, но художника это не остановило. Он покинул богатый родительский дом и стал жить на Монмартре, попросив приюта у своего друга Гренье. По настоянию родственников ему одно время даже пришлось подписывать свои картины псевдонимами Трекло и Толо-Сегрог, чтобы не позорить свой аристократический род.
Если раньше художник увлекался анималистикой, писал пейзажи, то сейчас стал в основном заниматься портретами. Но это были необычные портреты. Моделями ему в основном служили танцовщицы кабаре, уличные женщины, прачки, безвестные артисты. Он не приукрашивал их и не льстил их самолюбию — наоборот, грубо, без снисхождения раскрывал внутреннюю сущность своей модели, жестоко сдирая все покровы, обнажая истину. Эта грубость сказывается и на его манере письма. Для передачи своего видения мира Тулуз-Лотрек находил наиболее точные формы выражения, наиболее лаконичные и нервные. У него характерен каждый мазок, каждый штрих. Казалось, с годами он погружался в человеческую душу все глубже и глубже, до самого ее темного дна. И в то же время граф как никто другой понимал этих людей с исковерканной, как и у него самого, судьбой.
В эти годы Тулуз-Лотрек написал несколько картин, и среди них — «Танцовщицы», «Женщина с розовым бантом», «У прачки» и другие. Мало-помалу он становится известным. Владелец кабаре «Мирлитон» Брюан начал издавать журнал с тем же названием, в одном из номеров которого на развороте появилась репродукция картины Тулуз-Лотрека «Кадриль стула Людовика XIII», потом художник делает несколько рисунков для обложки. Кроме того, один из его рисунков, изображавший сцену в баре «Джин-коктейль», был напечатан в газете «Курье франсэ».
Родители наконец смирились с причудами сына и дали ему деньги на собственную мастерскую, которую он снял там же, на Монмартре. Он безудержно кутил и так же безудержно работал. Несколько картин Тулуз-Лотрека приобрела известная галерея «Буссо и Валадон», где управляющим служил Тео Ван Гог, брат будущего знаменитого художника Винсента Ван Гога, друга Тулуз-Лотрека. В 1888 году одиннадцать картин художника впервые появились на престижной брюссельской выставке «Группы двадцати», одной из самых активных ассоциаций нового искусства.
Эти картины вызвали разноречивые отзывы критиков, которые упрекали художника за «слишком жесткий рисунок», за «негармоничные и грязные краски», но в то же время отдавали должное его аналитическим способностям, благодаря которым он «проникал в душу и мысли людей».
Тулуз-Лотрек работал и жил как будто на износ. Он много пил, очень не любил одиночество и всегда бывал в компаниях друзей, кочуя по своим излюбленным кабаре, где его все знали. С момента открытия он стал завсегдатаем и в самом знаменитом кабаре Монмартра «Мулен-Руж». У него там даже был свой отдельный столик, и бывало, что посетители принимали этого «забавного человечка» за один из аттракционов заведения. Но даже в пьяном угаре, завороженный искрометным танцем, художник хватался за карандаш и принимался рисовать.
Одна из самых известных картин Тулуз-Лотрека, написанных в этом кабаре, так и называется «Танец в «Мулен-Руж». Это была его третья крупная композиция после картин «В цирке Фернандо: наездница» и «Танцы в «Мулен-де-ла-Галетт». Впоследствии художник написал в «Мулен-Руж» еще много других картин.
В 1891 году Тулуз-Лотрек написал к открытию сезона афишу с. рекламой кабаре. С тех пор имя художника оказалось навсегда связанным с этим знаменитым на весь мир заведением.
Афиша «Мулен-Руж» стала первым опытом работы Тулуз-Лотрека над плакатом, и он удался настолько, что художник сразу же прославился как талантливый плакатист. Он показывает их на выставках наряду с другими своими работами. В прессе появляются похвальные отзывы о картинах художника, критики наконец стали понимать и ценить «горькое, лихорадочное и бесстыдное искусство» Тулуз-Лотрека.
В начале 1893 года состоялась выставка работ художника, на которой он представил около 30 произведений, среди них картины, посвященные «Мулен-де-ла-Галетт», «Мулен-Руж», зарисовки, сделанные в больнице, в доме умалишенных, плакаты, литографии. Выставка была принята благожелательно, и даже серьезная газета «Тан» оценила ее, отметив при этом: «Дорогой наш Тулуз-Лотрек, Вы циничны и суровы по отношению к роду человеческому...Вы создаете эпопею падшего общества, обнажая все его язвы».
После этого были и другие выставки, на которых Тулуз-Лотрек представлял свои картины, в Антверпене, Брюсселе, Лондоне, других городах. Его имя стало знаменитым, хотя многие его родственники продолжали считать, что Анри дискредитирует их род. Один из них даже демонстративно сжег его картины, развешанные в их родовом замке. Анри поддерживала одна только мать, но и графиня Адель была бессильна изменить жестокую судьбу сына, как и многочисленные друзья художника, которые беззаветно любили его, защищали от насмешек и никогда не оставляли наедине со своими мыслями и невзгодами. Благодаря им он мог жить и писать свои картины. Однако никто не мог уберечь художника от постоянно грызущей его боли — ощущения собственной физической неполноценности.
Алкоголь, сифилис пожирали силы Тулуз-Лотрека, лишая его возможности работать. За два года до смерти он попал в психиатрическую больницу из-за белой горячки. Но лечение помогло ненадолго. Он вернулся к прежней жизни и работал теперь урывками. Тем не менее художник сделал афишу для драмы Жана Ришпена «Цыганка», написал несколько портретов и, в частности, портрет, примечательный искрящимися красками, на котором изобразил модистку Моргуен.
Однако легкость, которая была присуща произведениям Тулуз-Лотрека, в его последних картинах исчезла. Работа давалась ему с трудом.
Весной 1900 года открылась Всемирная выставка, на которой он был членом жюри секции плаката, но присутствовал на ней уже в кресле-каталке. Все понимали, что конец близок. Мать увезла художника в замок Мальроме, где он еще пытался писать, но скоро ему пришлось отказаться от этого: тело сковал паралич. В сентябре 1901 года Тулуз-Лотрек умер.
Его похоронили на кладбище Сент-Андре-де-Буа, возле Мальроме. Позже графиня Адель из опасения, что это кладбище будет снесено, перенесла прах сына в соседнее местечко, в Верделе.
Посмертная судьба произведений Тулуз-Лотрека оказалась не менее трудной, чем сама жизнь художника. Газета «Курье франсэ» писала: «К счастью для человечества, в мире мало художников, похожих на Лотрека. Нелепо отрицать его талант, но это был дурной талант, который оказывал вредное и прискорбное влияние». Ей вторила «Эко де Пари»: «Имя Лотрека, бесспорно, займет свое место среди художников нашего времени, но это своеобразный, неприятный талант калеки, который все вокруг себя видел в уродливом свете и преувеличивал грязные стороны жизни, привлекая внимание к порокам и извращениям...».
Но друзья художника не покинули его и после смерти. Один из них, Жуаян, добился открытия музея-галереи Анри де Тулуз-Лотрека в его родовом замке Берби, на родине художника в городе Альби. Этот город вступил также во владение произведениями Лотрека, которые передала ему в дар графиня Адель. Сейчас в его каталоге насчитывается 215 работ Тулуз-Лотрека маслом и пастелью, 140 рисунков, 103 литографии, 25 плакатов, 8 гравюр сухой иглой. Кроме того, в музее находится 17 литографских камней, 7 цинковых пластинок и одна керамика, а также несколько портретов самого мастера, написанных его дядей и друзьями.
Всего же Тулуз-Лотрек оставил около шестисот живописных полотен, несколько сот литографий, тридцать один плакат, девять гравюр сухой иглой, три монотипии, тысячи рисунков и набросков. Его наследие считается одним из самых богатых. Многие художники учились на произведениях Тулуз-Лотрека. В частности, в своем раннем творчестве очень много взял у него такой известный художник, как Пабло Пикассо.
Открытие в 1922 году галереи Анри де Тулуз-Лотрека ознаменовало собой окончательное признание художника, который принадлежал к блестящей плеяде постимпрессионистов, определившей судьбы европейского искусства XX века.
Добавить комментарий