Ван Гог, Винсент
(1853-1890) голландский живописец
Сегодня жизнь и творчество Винсента Ван Гога уже не являются ни для кого тайной: о нем пишут исследования, публикуют документы. Жена его брата Тео Иоганна систематизировала и Ван Гог опубликовала их переписку; ее сыну, инженеру Винсенту Виллему Ван Гогу, мы обязаны публикацией фундаментального и полного собрания всей корреспонденции художника. Все эти материалы, равно как и разнообразные личные записи членов его семьи, позволяют достаточно подробно проследить всю недолгую, но весьма содержательную жизнь Ван Гога. Однако последние, не совсем понятные поступки художника, включая обстоятельства его смерти, до сих пор вызывают немало кривотолков.
Специалисты до сих пор не определили и место Винсента Ван Гога среди художников рубежа XIX-XX веков. Нам представляется, что немалую роль в его судьбе сыграло то обстоятельство, что он стоит как бы между двумя художественными направлениями в искусстве - импрессионизмом и постимпрессионизмом, занимая свое, особое место в истории культуры.
До двадцати семи лет Ван Гог не был художником, его жизнь в искусстве ограничивается всего десятью годами. Но они были весьма плодотворными и насчитывают несколько этапов, каждый из которых раскрывает свою грань таланта художника.
Винсент Ван Гог родился в многодетной пасторской семье. Поскольку отец всегда занимал должности в непрестижных приходах, хорошо обеспечить семью он не мог и поэтому стремился, чтобы его старший сын был пристроен в хорошее место. В шестнадцать лет, так и не закончив школу, по рекомендации родственников Винсент начинает работать комиссионером (младшим торговцем картинами) в художественно-торговой фирме Гупиль в Гааге, а затем в ее отделении в Лондоне. Именно тогда он пристрастился к искусству и постепенно начал рисовать.
Однако неразделенная любовь к дочери хозяйки пансиона, где жил Винсент, вызвала у него глубокую депрессию. Вначале хозяева пошли ему навстречу и даже перевели его в Париж, думая, что смена обстановки отвлечет юношу. Однако Винсент Ван Гог и там не смог найти покоя и в конце концов потерял место. По его стопам пошел и брат Тео, который, правда, не отличался такой страстью к перемене мест и, в отличие от брата, работал много и усердно.
В те годы Ван Гог был обуреваем идеей пророческой миссии художника. Чтобы лучше узнать жизнь, он на короткое время становится учителем в бедных районах Англии. Однако вскоре бросает и это занятие, чтобы начать изучать теологию. Хотя Винсенту и не удалось закончить свое образование из-за бушевавших в нем страстей, он все-таки получил место проповедника в шахтерском районе Боринаж (Бельгия). Защищая интересы простых шахтеров, Винсент вступил в конфликт с церковными властями и вскоре снова потерял место. Впрочем, для него это уже не имело значения. Он решил полностью посвятить себя искусству.
Первый период творчества Ван Гога - это время, когда он сознательно не пользуется красками и старается полностью сосредоточиться на передаче внутреннего состояния своих героев, их страданий и горестей. Среди его персонажей - шахтеры, крестьяне, ремесленники. Своеобразной визитной карточкой этого периода становится картина «Едоки картофеля».
Любопытно, что время от времени художник пробует учиться: в Гааге обращается за советами к известному живописцу А. Мауве, в Брюсселе и Антверпене посещает академические классы. Но все равно продолжает рисовать не по академическим канонам, контурами, а по-своему, овалами, как Делакруа, которого он считал своим учителем.
Именно учеба у великих мастеров прошлого, работа в музеях и сделала Винсента художником. Постепенно Ван Гог начинает добиваться свечения в своих работах, при этом мерцание света на картинах Рембрандта привлекает его больше всего.
Благодаря помощи брата Тео он не нуждается в деньгах, хотя ради работы отказывает себе во всем, тратя практически все деньги на холсты, краски и оплату натурщиц.
Переломным в его творчестве становится второй, парижский период, который продолжался с 1886 по 1888 год. Он входит в мир художников в то время, когда импрессионисты переживали пик своей популярности.
Винсент Ван Гог не чувствует себя новичком, он равный среди равных. Позднее Ф. Писсарро говорил своему сыну Люсьену: «Я знал, что Ван Гог либо сойдет с ума, либо оставит нас всех далеко позади. Но я никак не предполагал, что он сделает и то, и другое».
В это время Винсент Винсент совершает два важных для себя открытия. Главным в живописи для него становится цвет. Он начинает смешивать основные цвета с дополнительными, холодные - с теплыми и добивается поразительных эффектов. В определении своих пристрастий он проходит через увлечение японскими эстампами, открыв Восток гораздо раньше представителей других авангардных течений.
Пережив ряд разочарований, Ван Гог решил для себя, что у художника не может быть семьи. Он довольствовался случайными связями, теперь настоящая жизнь не сводилась для него к семейному очагу.
Спустя некоторое время Ван Гог задумал отправиться на юг Франции, чтобы проверить, настолько сможет реализовать себя, работая самостоятельно. Его временным прибежищем становится небольшой южный городок Арль, где он пишет одну за другой свои знаменитые картины, на которых запечатлены сады, подсолнечники, ночное кафе, дом художника, ночь на Роне...
Хотя каждая из них была вполне закончена, Винсент Ван Гог считал эти работы всего лишь этюдами. Каждый из его портретов представляет собой полную и глубокую характеристику позирующего человека, а пейзажи точно воссоздают местность и природу его времени - взять хотя бы картину «Подсолнухи».
Десятилетие неустанной творческой работы, постоянные сомнения и поиски усиливают болезнь Ван Гога (по-видимому, наследственную) - эпилептический психоз. Он по-прежнему работает, как только проходят приступы, и создает еще один шедевр - «Человек с трубкой», один из лучших своих автопортретов.
Во время одного из приступов Винсент вновь пытается покончить с собой. Поскольку в Овер-сюр-Уазе ему не была оказана должная медицинская помощь, он умирает, вероятно, от кровотечения. Его брат, с которым они вместе мечтали о карьере художников, умирает всего через полгода после него, тем самым как бы подтвердив легенду, что он всегда был вторым «я» великого художника.
Добавить комментарий