Дега, Эдгар
(1834-1917) французский живописец, график и скульптор
Своеобразной визитной карточкой этого художника можно считать картину «Абсент» (1876), где он сумел отразить повседневную жизнь обитателей Парижа. Как и другие художники-импрессионисты, он обращал особое внимание на игру света и изображал людей в привычной им среде.
Эдгар Дега родился в Париже в состоятельной семье, однако избрал для себя неординарную и полную неожиданных поворотов судьбу художника. Вначале он год проучился в парижской Школе изящных искусств (1855 — 1856), в 1854—1859 годах ездил в Италию изучать искусство раннего Возрождения, побывал также в США (1872—1873) и Испании.
Ранние работы Эдгара Дега — семейные портреты («Семейство Беллели», около 1858—1860) и немногочисленные картины на исторические сюжеты — позволяли предположить, что он последует академической традиции Ж. Энгра, которым он искренне и глубоко восхищался. Однако к шестидесятым годам он меняет свой стиль и переходит к непреднамеренной композиции. Возможно, на его творчество оказало влияние знакомство с Э. Мане и Д. Уистлеем, а также увлечение моментальной фотографией.
Постепенно Эдгар Дега все больше сближается с импрессионистами, становится членом их круга, где встречается с Базилем, Бертой Моризо и Тисо, постоянно общается с другими известными художниками-импрессионистами — Фонтен-Латуром, Ренуаром, Константином Гюи, Сезанном, Моне, Сислеем и Писсарро.
Это общение принесло свои результаты. В семидесятые годы проблематика творчества Дега коренным образом меняется. Он стал больше изображать современную городскую жизнь — улицы, кафе, театральные представления, свидетельством чему являются такие его картины, как «Площадь Согласия», «Гладильщицы» и другие. Творчество Эдгара Дега отличает особая пластическая изобразительность, внимание к позам героев картин, красоте человеческого тела.
Навестив своих родственников в Новом Орлеане, он окончательно утверждается в основной теме своего творчества — изображении современной жизни. Вместе с тем художник много работает над композицией своих картин, выбирая неожиданные ракурсы.
Начиная с 1870 года, Эдгар Дега регулярно представляет свои картины на выставках импрессионистов и разделяет вместе с ними насмешки и даже враждебное отношение публики. Правда, в отличие от других художников-импрессионистов, Дега не бедствовал. Он унаследовал значительное состояние, которое давало ему постоянный доход и позволяло заниматься творчеством, не надеясь на продажу картин.
Увлечение Дега прекрасным сказывается на разработке новой проблематики. Около 1873 года появляются его первые картины, посвященные танцовщицам. В многочисленных балетных сценах он показывает их тяжелый повседневный труд, изображает свои модели и в праздничном фейерверке танца, и во время переодевания и купания.
Таким образом, художнику удалось запечатлеть особый мир танца в малейших оттенках и нюансах. Сам Дега видел в многообразных позах танцоров бесконечный материал для поиска. Он стремился передать разнообразие поз, форм и движений, используя различные материалы: темперу, масляные краски, пастель. Специалисты считают Эдгара Дега одним из величайших экспериментаторов и новаторов также и по технике живописи.
Основательное знакомство художника с техникой масляной живописи позволило ему создать бесконечное разнообразие колорита. Ему удается создать утонченный мазок, удаляя часть краски с помощью промокательной бумаги или скипидара. Эдгар Дега очень искусно использует пастель вместе с акварелью и отдельными масляными штрихами, причем он накладывает несколько тонов одновременно, как это сделано, например, в картине «Голубые танцовщицы».
Практически не было такого материала, с которым бы художник не экспериментировал. Вот почему он постоянно расширял те формы, с которыми работал, занимаясь, кроме живописи, и графикой, и скульптурой. Техника гравюры была освоена им так же многосторонне, как и различные приемы живописи: среди его работ есть и литографии, и гравюры, и офорты, и акватинта.
Не меньшей выразительности в передаче мгновенного движения модели, Эдгар Дега добивался и в скульптуре. Он и здесь отдавал предпочтение миру танца, создав в воске и в бронзе около 70 изображений артистов балета. Особенно обращает на себя внимание его скульптура «Танцовщица» с изображением фигуры маленькой балерины, на которую художник надел настоящую балетную пачку.
Таким был этот неутомимый новатор и экспериментатор, историк балета, соединивший в своем творчестве реальное и фантастическое, прозаическое и драматическое, проявив себя как острый и тонкий наблюдатель мира искусства.
Добавить комментарий